под влиянием чрезвычайного волнения, будь
то ненависть, или любовь, или гнев, или иное сильное возбуждение. Ибо тог-
да огненный элемент в человеке выражен наиболее активно, а духов привлека-
ет огонь.
(На этом месте писание неожиданно остановилось, влияние прекратилось
и снова появилось только через несколько минут).
Вы удивляетесь, почему я ушел? Для того, чтобы провести широкий ох-
раняющий круг, который бы защитил вас и меня, ибо некоторые духи совсем не
желали бы выдавать то, что я собираюсь передать вам.
Продолжаю. Когда человек взволнован, когда он в восторге, и вообще,
когда тем или иным путем усилена его эмоциональная жизнь, духи привлекают-
ся к нему. В этом тайна вдохновения, этим же объясняется, почему гнев рас-
тет, питаясь собой.
Последнее обстоятельство я и хочу ввести в круг вашего сознания.
Когда вы выходите из себя - вы теряете очень много, между прочим, и конт-
роль над собой - и тогда вполне возможно, что другая сущность мгновенно
присвоит себе контроль за вами.
Этот субъективный мир, как я его назвал, полон духами вестниками.
Они любят возбуждать ссоры как здесь, так и на земле. Они забавляются
злобным возбуждением в других. Они приходят в радостное содрогание, сопри-
касаясь с ядом ненависти; как некоторые люди упиваются морфием, так же они
упиваются всякой негармонической страстью.
Понимаете, в чем опасность? Малейший зародыш гнева в вашем сердце
может питаться и воспламеняться огнем их ненависти. К вам лично у них мо-
жет быть полное безразличие, но чтобы удовлетворить свою злую страсть, они
могут привязаться к вам временно.
Человек, привыкший сердиться или искать отрицательное в других, бы-
вает, наверное, окружен дурными духами. Мне пришлось видеть толпу таких
духов вокруг рассердившегося человека, и как они вводили в него свой собс-
твенный злой магнетизм, возбуждая его снова, когда он - по естественной
реакции - начинал успокаиваться.
Но иногда безличный интерес к ссорам становится личным; злобный дух
этого мира, убедившись, что в соединении с тем или другим человеком он мо-
жет постоянно испытывать злобное возбуждение, - может привязаться к своей
жертве; благодаря такой связи, жертва его будет постоянно предаваться
злобным порывам. Это одно из самых ужасных несчастий, которое может вы-
пасть на долю человека. Доведенное до конца, оно может превратиться в
одержимость и кончиться сумасшествием.
Тот же закон относится и к другим дурным страстям, каковы похоть или
скупость. Остерегайтесь чувственных вожделений, берегитесь полового влече-
ния, в которое не входит элемент сердца или духовной симпатии. В этой об-
ласти бывают столь ужасные явления, что мне не хотелось бы говорить о них
через вас.
Возьмем лучше случай, касающийся жадности. Я видел скрягу, считающе-
го свое золото, и видел страшные глаза духов, наслаждавшихся его страстью.
Золото имеет особое свойство, помимо своего покупного значения и всех ас-
социаций, соединенных с ним. Некоторые духи любят золото, как его любит
скряга, и с той же стяжательной, иссушающей страстью.
Я не хочу этим сказать, чтобы вы остерегались золота. При обретайте
его, потому что оно полезно; но никогда не относитесь к нему с жадностью.
Жадные духи не привлекаются только потому. Что человек владеет символами
богатства - домами и землями, промыслами и капиталами, или даже небольшим
запасом золотых монет; не следует только собирать монеты для удовлетворе-
ния жадных страстей.
Существуют некоторые драгоценные камни, которые привлекают к себе
различных духов. Но вы выбирайте носимые вами драгоценности, вероятнее
всего, по чувству сродства с ними, и это вполне правильно. А теперь, когда
я предупредил вас относительно страстей и исполненных страстью духов, ко-
торых вы должны остерегаться, я перейду к иным чувствам и другим духовным
соученикам человеческой жизни.
Вы, вероятно, встречали людей, из которых излучается как бы солнеч-
ный свет, одно присутствие которых в комнате делало вас счастливой. Спра-