в сумме нашего жизненного опыта, хорошего и
плохого, великого и посредственного, который будет очищен так, что останется
только самая суть. И человек, который жил только для себя на Земле, хотя бы
на Земле он был миллионером, 'по ту сторону' окажется духовным банкротом. На
Востоке часто можно видеть, как хозяйка дома подходит к порогу в конце дня и
встречает там монаха в мантии со смиренной нищенской сумой. На Востоке это
совершенно обычное явление, что монах приходит к хозяйке, как бы бедна она
ни была, и она готовит для него пищу. Она считает за честь, что монах
посетил ее дом. В противоположность общепринятому на Западе мнению, что
монах - это паразит или нищий, живущий за счет других, человек, который
боится работы. Знаете ли вы, как выглядят эти вечерние сцены на Востоке?
Давайте представим, что мы находимся на Востоке, скажем, в такой
стране, как Индия, а также Китай или Тибет до прихода коммунистов, где
процедура оказания монахам гостеприимства обычна. Рассмотрим деревню в
Индии. Тени падают на землю и становятся все длиннее. Воздух приобретает
голубовато-пурпурный оттенок, ночной ветерок с Гималаев тихо колышет листья
баобабов. Вдоль пыльной дороги медленно идет монах, одетый в ветхую мантию,
неся с собой все свое имущество: рясу, сандалии на ногах и четки в руках.
Через плечо перекинуто одеяло, которое служит ему постелью. Еще кое-какие
мелочи в карманах его рясы. В правой руке у него посох, но не для того,
чтобы защищаться от человека или животных, а чтобы отодвигать колючки и
ветки, закрывающие ему путь, он также использует его, чтобы измерить глубину
реки, прежде чем попытается ее перейти. Он подходит к дому и достает из
складок рясы свою миску, скромную, старую заслуженную миску, деревянную, всю
стертую и сглаженную от долгого употребления. Как только он подходит к дому,
дверь внезапно открывается и на пороге появляется женщина с подносом, полным
еды в руках. Она скромно потупилась - не смотрит на монаха, ибо это было бы
неуместно и дерзко, она опускает глаза, чтобы показать, что она скромна,
степенна и имеет доброе имя. Монах подходит к ней, держа в руках миску.
Миску на Востоке обязательно держат двумя руками, держать ее одной рукой -
значит проявлять неуважение к еде, а еда - это драгоценность, следовательно,
она стоит того, чтобы ее держали обеими руками. Итак, монах держит миску
крепко, двумя руками. Женщина щедро наполняет ее едой и затем уходит, не
обменявшись с монахом ни единым словом, ни единым взглядом, ибо накормить
монаха - это честь, а не повинность, накормить монаха - это значит заплатить
часть долга, который все мы имеем по отношению к членам Святых Орденов.
Женщина чувствует, что ее дому оказана большая честь, что святой
человек заглянул к ней в дом, что оказана честь ее стряпне, она надеется,
что, возможно, монах расскажет про ее стряпню другому монаху и скажет о ней
доброе слово и тогда другой монах тоже, возможно, придет к ее порогу. Другие
женщины ревниво смотрят из-за занавесок и раздумывают, почему монах выбрал
не их для своего визита. Монах удаляется, продолжая держать миску осторожно
двумя руками, он переходит дорогу и удаляется под дружественную сень
деревьев. Здесь он сядет, как он сидит большую часть дня, и съест свой ужин
- единственную еду за весь день. Монахи не переедают, они едят умеренно,
только чтобы поддержать свои силы и свое здоровье, они не становятся
обжорами. Обилие еды мешает духовному развитию, слишком богатая и жареная
еда вредят физическому здоровью, если вы хотите развиваться духовно и жить
как монах, ешьте не более, чем достаточно, ешьте простую пищу, только чтобы
питать тело, но не ешьте слишком много - это пресыщает мозг и привязывает
дух к земле.
Следует пояснить, что монах, получив свою еду, необязательно должен
чувствовать благодарность, ибо на Востоке считают, что монах получает пищу
по праву, он не нищий, не попрошайка, не лентяй и не паразит.
Весь день до ужина монах сидит под деревом, доступный всем, кто
подойдет к нему, всем, кто нуждается в его помощи. Каждый, кто нуждается в
духовном утешении, приходит к нему за помощью, приходят те, у кого больные
родственники, а также те, кому нужно написать письмо. Некоторые просто
приходят посетить монаха, узнать нет ли новостей от далеких близких, потому
что монахи всегда ходят из города в