Рудольф Штайнер

Порог духовного мира

называть

'Я' всю совокупность жизненной судьбы, подобно тому, как

физический человек говорит 'Я' в применении к своему

собственному существу. То, что определяют восточным словом

'карма', срастается, таким образом, с 'другим Я', с 'духовным

существом Я'. Жизнь человека является инспирированной его

собственным вечным существом, переходящим от жизни к жизни; и

инспирация происходит таким образом, что жизненные судьбы

последующего земного существования оказываются результатом

предшествующих земных жизней.

Таким образом, человек познает себя, как 'другое

существо', -- не то, которым он является в чувственном бытии, а

такое, которое в этом чувственном бытии проявляется лишь в

своих действиях. Когда сознание вступает в этот мир, оно

находится в области, которая по отношению к элементарной может

быть обозначена как область духа.

Пока человек чувствует себя в этой области, он видит себя

стоящим совершенно вне круга, где разыгрываются все переживания

и опыты чувственного мира. Он оглядывается из другого мира

назад на тот мир, который он в известном смысле покинул. И

приходит к познанию, что, как человек, он принадлежит обоим

мирам. Он ощущает мир чувств, как своего рода отражение мира

духа; но отражение такое, в котором не только отражаются

события и существа мира духа, но которое, оставаясь отражением,

живет, однако, в самом себе самостоятельной жизнью. Как если бы

человек глядел на себя в зеркало, и в то же время его отражение

в зеркале приобрело бы самостоятельную жизнь. Человек познает

духовных существ, обусловливаюших эту самостоятельную жизнь

отражения духовного мира. Этих духовных существ ощущает он как

таких, которые по происхождению своему принадлежат к миру духа,

но покинули область этого мира и развивают свою деятельность в

области мира чувственного. Таким образом, он видит себя перед

лицом двух миров, действующих друг на друга. Пусть духовна мир

будет здесь обозначен, как верхний, а мир чувственный -- как

нижний мир.

Описанных духовных существ человек познает в нижнем мире

тем, что переносит сам свою точку зрения некоторым образом в

верхний. Один род этих духовных существ представляется так, что

в них человек находит основание, почему он переживает мир

чувственный, как вещественный, материальный. Он узнает, что все

вещественное на самом деле духовно, и что духовная деятельность

этих существ уплотняет духовное чувственного мира и делает его

твердым до степени вещественного. Как ни мало популярны в

настоящее время некоторые имена, их все-таки можно применить к

некоторым действительностям, зримым в мире духа. Поэтому пусть

существа, обусловливающие это овеществление чувственного мира,

получат здесь название ариманических. Относительно этих

ариманических существ оказывается, что их подлинная область

находится в царстве минерального. Эти существа господствуют в

царстве минералов, раскрывая в нем полностью то, что они суть

по своей природе. В царстве растений и в высших царствах

природы они совершают нечто другое. Но это другое становится

понятным только тогда, если принять во внимание область

элементарного мира. Если смотреть из области духа, то и

элементарный мир является как бы отражением области духа. Но

самостоятельность отражения в элементарном мире не так велика,

как самостоятельность физического мира чувств. В первом мире

духовные существа из рода ариманических господствуют меньше,

чем в чувственном. Но из элементарного мира эти ариманические

существа развивают, среди других своих деятельностей, еще и ту,

которая выражается в уничтожении существования и в смерти.

Можно прямо сказать, что относительно высших царств природы

ариманические существа имеют задачей вызвать в них смерть,

поскольку смерть входит в состав необходимого строя бытия,

задача ариманических существ коренится в этом строе.

Но наблюдая из области духа деятельность ариманических

существ, человек