называть
'Я' всю совокупность жизненной судьбы, подобно тому, как
физический человек говорит 'Я' в применении к своему
собственному существу. То, что определяют восточным словом
'карма', срастается, таким образом, с 'другим Я', с 'духовным
существом Я'. Жизнь человека является инспирированной его
собственным вечным существом, переходящим от жизни к жизни; и
инспирация происходит таким образом, что жизненные судьбы
последующего земного существования оказываются результатом
предшествующих земных жизней.
Таким образом, человек познает себя, как 'другое
существо', -- не то, которым он является в чувственном бытии, а
такое, которое в этом чувственном бытии проявляется лишь в
своих действиях. Когда сознание вступает в этот мир, оно
находится в области, которая по отношению к элементарной может
быть обозначена как область духа.
Пока человек чувствует себя в этой области, он видит себя
стоящим совершенно вне круга, где разыгрываются все переживания
и опыты чувственного мира. Он оглядывается из другого мира
назад на тот мир, который он в известном смысле покинул. И
приходит к познанию, что, как человек, он принадлежит обоим
мирам. Он ощущает мир чувств, как своего рода отражение мира
духа; но отражение такое, в котором не только отражаются
события и существа мира духа, но которое, оставаясь отражением,
живет, однако, в самом себе самостоятельной жизнью. Как если бы
человек глядел на себя в зеркало, и в то же время его отражение
в зеркале приобрело бы самостоятельную жизнь. Человек познает
духовных существ, обусловливаюших эту самостоятельную жизнь
отражения духовного мира. Этих духовных существ ощущает он как
таких, которые по происхождению своему принадлежат к миру духа,
но покинули область этого мира и развивают свою деятельность в
области мира чувственного. Таким образом, он видит себя перед
лицом двух миров, действующих друг на друга. Пусть духовна мир
будет здесь обозначен, как верхний, а мир чувственный -- как
нижний мир.
Описанных духовных существ человек познает в нижнем мире
тем, что переносит сам свою точку зрения некоторым образом в
верхний. Один род этих духовных существ представляется так, что
в них человек находит основание, почему он переживает мир
чувственный, как вещественный, материальный. Он узнает, что все
вещественное на самом деле духовно, и что духовная деятельность
этих существ уплотняет духовное чувственного мира и делает его
твердым до степени вещественного. Как ни мало популярны в
настоящее время некоторые имена, их все-таки можно применить к
некоторым действительностям, зримым в мире духа. Поэтому пусть
существа, обусловливающие это овеществление чувственного мира,
получат здесь название ариманических. Относительно этих
ариманических существ оказывается, что их подлинная область
находится в царстве минерального. Эти существа господствуют в
царстве минералов, раскрывая в нем полностью то, что они суть
по своей природе. В царстве растений и в высших царствах
природы они совершают нечто другое. Но это другое становится
понятным только тогда, если принять во внимание область
элементарного мира. Если смотреть из области духа, то и
элементарный мир является как бы отражением области духа. Но
самостоятельность отражения в элементарном мире не так велика,
как самостоятельность физического мира чувств. В первом мире
духовные существа из рода ариманических господствуют меньше,
чем в чувственном. Но из элементарного мира эти ариманические
существа развивают, среди других своих деятельностей, еще и ту,
которая выражается в уничтожении существования и в смерти.
Можно прямо сказать, что относительно высших царств природы
ариманические существа имеют задачей вызвать в них смерть,
поскольку смерть входит в состав необходимого строя бытия,
задача ариманических существ коренится в этом строе.
Но наблюдая из области духа деятельность ариманических