сущности, она могла бы охватить большее, чем ей дано
охватить в этой области. Ставши ясновидящей, душа может сказать
себе в духовном мире: в чувственном мире я ограничена тем, что
мне позволяет наблюдать физическое тело; в мире элементарном я
ограничена эфирным телом; в мире духовном я ограничена тем, что
я нахожусь как бы на мировом острове и чувствую мое духовное
бытие только до его берегов; по ту сторону этого берега лежит
некий мир, который я могла бы воспринять, если бы мне удалось
пробиться сквозь покров, сотканный перед моим духовным взором
деяниями живых мысле-существ. Душа может пробиться сквозь этот
покров, если она все более и более будет развивать в себе
способность самоотдачи, необходимую ей уже для жизни в
элементарном мире. Ей необходимо все больше укреплять свои
силы, которые вырастают у нее благодаря переживаниям в
физически-чувственном мире, дабы в сверхчувственных мирах быть
огражденной от притупления, помрачения и даже уничтожения
сознания. В физически-чувственном мире душе нужна только,
естественно, без собственной душевной работы. присущая ей сила,
чтобы быть в состоянии переживать в себе мысли. В элементарном
мире мысли понижаются до уровня сновидческих переживаний,
которые при возникновении своем тотчас же подпадают забвению,
т.е. вообще не сознаются, если перед своим вступлением в этот
мир душа не поработала над укреплением своей внутренней жизни.
Для этого она должна особенно укрепить силу воли, ибо в
элементарном мире мысль уже не есть только мысль; она имеет
внутреннюю подвижность, собственную жизнь. Необходимо удержать
ее волей, иначе она ускользнет из круга сознания. В духовном
мира мысли являются совершенно самостоятельными живыми
существами. Если душа хочет сохранить их в своем сознании, она
должна достаточно окрепнуть, чтобы самой в своей внутренней
глубине развить ту силу, которую в чувственном мире
вырабатывает ей физическое тело, а в элементарном -- симпатии и
антипатии эфирного тела. От всего этого она должна отказаться в
духовном мире. Переживания чувственного и элементарного мира
присутствуют для нее там лишь как воспоминания. И сама она
находится вне обоих этих миров. Вокруг нее находится духовный
мир. Сначала она не производит никакого впечатления на
астральное тело. Душа должна научиться жить сама по себе,
своими воспоминаниями. Сначала содержание ее сознания бывает
лишь следующее: я была, а теперь я стою перед 'ничто'. Но когда
воспоминания притекают из таких душевных переживаний, которые
не являются просто отражениями чувственных или элементарных
процессов, но представляют собою пробуждения последними
свободные мысленные переживания, тогда в душе начинается
мысленная беседа между воспоминаниями и мнимым 'ничто'
духовного окружения. И то, что возникает как результат этой
беседы, становится миром представлений в сознании астрального
тела. Душе необходима в этой точке ее развития такая сила,
которая делает ее способной стоять на берегу единственно
знакомого ей доселе мира и выносить предстояние перед мнимым
'ничто'. Вначале для жизни-души это мнимое 'ничто' есть вполне
подлинное 'ничто'. Но все-таки душа имеет позади себя в
некотором роде мир своих воспоминаний. Она может как бы
ухватиться за эти воспоминания. Она может жить в них. И чем
больше она в них живет, тем больше укрепляет она силы
астрального тела. Но с этим укреплением начинается беседа между
ее прошлым бытием и существами духовного мира. В этой беседе
она научается чувствовать себя как астральное существо.
Пользуясь выражением, отвечающим древним традициям, можно
сказать: душа человека переживает себя, как астральное
существо, внутри Мирового Слова. Под Мировым Словом здесь
подразумеваются мысленные деяния живых мысле-существ,
совершающиеся, как живые беседы духов, в духовном мире. Но для