самостоятельным,
свободным существом. Но люциферические существа преступают
границы своей области, пытаясь наперекор общему строю верхнего
мира основать особое царство духа, в которое они хотят
превратить душевных существ чувственного мира.
Можно видеть, как в чувственном мире действие
люциферических существ направляется на две стороны. С одной
стороны, этим существам человек обязан тем, что он может
подняться над переживанием одного только чувственно
действительного. Свой радость, свой душевный подъем он
почерпает не только из мира чувств. Он может радоваться и тому,
что живет в одной только видимости, что, как прекрасная
видимость, выходит за пределы чувственного и испытывать от нее
душевный подъем. С этой стороны люциферическая деятельность
способствовала созданию самых значительных плодов культуры,
прежде всего -- художественных. Человек может жить и в
свободном мышлении; ему не нужно непременно только описывать
чувственные вещи и мысленно копировать их; он может развивать
творческое мышление, выходя за пределы чувственного мира; он
может о вещах философствовать. С другой стороны, чрезмерное
напряжение в душах люциферических сил становится источником
всяких мечтательностей и спутанностей, стремящихся водвориться
в душевной деятельности, не считаясь с условиями высшего
мирового порядка. Философствование, не коренящееся в прочном
вживании в мировой порядок, своенравное вплетание себя в
произвольные условия, преувеличенная гордость принятым,
полюбившимся личным мнением, -- все это теневые стороны
люциферической деятельности.
Своим 'другим Я' душа человека принадлежит к верхнему
миру. Но она принадлежит также и к бытию в нижнем мире.
Ясновидческое сознание, если оно прошло через соответствующую
подготовку -- чувствует себя знающим в верхнем мире. Однако,
само положение вещей в мире ни в чем не изменяется для
ясновидческого сознания, но только к общему для каждой
человеческой души содержанию мира присоединяется еще и знание о
нем. Каждая человеческая душа принадлежит к верхнему миру, но
когда человек живет в чувственном мире, она состоит при
чувственном теле, подчиненном процессам чувственного мира;
далее, она состоит еще при тонком эфирном теле, живущем в
процессах элементарного мира. В чувственном и эфирных телах
действуют силы ариманического и люциферического порядка. Эти
силы -- духовной, сверхчувственной природы.
Поскольку человеческая душа живет в верхнем мире (в мире
духа), она есть, если можно так выразиться, существо
астральное. Ко многим основаниям, оправдывающим это выражение,
относится и то, что астральное существо человека, как таковое,
не подчинено условиям, действующим в пределах Земли. Духовная
наука признает, что в астральном существе человека действуют не
природные законы Земли, а законы, управляющие процессами
звездного мира. В этом может иметь свое оправдание наименование
астрального. К признанию физически-чувственного тела человека и
тонкого эфирного тела присоединяется, таким образом, признание
третьего, астрального тела. Но необходимо принять во внимание
следующее: подлинным существом своим астральное тело человека
коренится в верхнем мире, в собственной области духа. В этой
области оно является существом одинакового рода с другими
существами, имеющими арену своей деятельности в этом мире духа.
Поскольку миры элементарный и чувственный суть отражения мира
духа, эфирное и физически-чувственное тела человека следует
рассматривать как отражения астрального существа человека. Но в
эфирном и физически-чувственном телах господствуют силы,
исходящие от люциферических и ариманических существ. А так как
эти существа духовного происхождения, то, естественно, что и в
области чувственно-физического и эфирного тел можно найти в
некотором роде астральное существо человека. Ясновидение,