он был всегда, но теперь он видит его не из
чувственного мира, из которого он прежде всегда смотрел на
него; он видит его из духовного мира, без всяких иллюзий, во
всей его истине. Видит его таким образом, что чувствует всего
себя пронизанным силами познания, которые в состоянии измерить
духовную ценность этого существа. При таком рассмотрении себя
выявляется также, почему человек не без боязни соглашается
сознательно вступить в сверхчувственный мир; выявляется та
степень крепости, которой он обладает для этого вступления. Он
видит, почему он, уже как существо сознательное, удерживает
себя вдали от этого мира. И чем точнее наблюдает он себя таким
образом, тем сильнее выступают и все наклонности, благодаря
которым он стремится оставаться сознанием своим в чувственном
мире. Повышенным сознанием, словно из потаенных глубин души,
вызывает на свет эти наклонности. Необходимо познать их, ибо
лишь таким образом они преодолеваются. Но при познании их они
еще раз, совсем особым образом, доказывают свою силу. Они
пытаются одолеть душу; она чувствует, как они увлекают ее вниз,
как бы в какие-то смутные глубины. Момент самопознания суров. В
мире слишком много философствуют и теоретизируют о
самопознании. Душевный взор скорее отвлекается этим от той
серьезности, которая связана с самопознанием, чем привлекается
к ней. Но, несмотря на всю эту суровость, какое удовлетворение
можно почерпнуть в мысли о таком устройстве природы человека,
при котором сами ее инстинкты побуждают ее не вступать в
духовный мир прежде, чем она сможет развить в себе достаточную
степень зрелости, выражающуюся в переживании самой себя! Какое
удовлетворение в том, что первоначально самая значительная
встреча с существом сверхчувственного мира есть встреча со
своим собственным существом в его истине, которое человек
должен вести затем далее в развитии человечества!
Можно сказать, в человеке таится существо, стоящее
заботливо на страже у пограничной черты, которую он должен
перешагнуть при вступлении в сверхчувственный мир. Это таящееся
в человеке духовное существо, которое есть он сам, но которого
он не может познать обыкновенным сознанием, подобно тому, как
глаз не может видеть самого себя, есть 'Страж у порога'
духовного мира. Человек познает его в такой момент, когда он не
только фактически бывает им самим, но и противопоставляет ему
себя, как другого, находясь как бы вне его.
'Стража порога', как и другие переживания сверхчувственных
миров, делают зримым усиленные, окрепшие в самих себя душевные
способности. Ибо, если оставить в стороне, что для ясновидящего
духовного взора встреча со 'Стражем порога' поднимается на
степень знания, эта встреча вовсе не является таким событием,
которое наступает только для человека, ставшего ясновидящим.
Совершенно такое же положение вещей, как и при этой встрече,
наступает каждый раз для всякого человека при засыпании, и это
предстоящие перед самим собой, которое совершенно тождественно
с предстоянием перед 'Стражем порога', продолжается все время,
пока длится сон. Во сне душа восходит к своему
сверхчувственному существу. Не только ее внутренние силы не
бывают тогда достаточно крепки, чтобы пробудить в ней созидание
себя самой.
Для понимания ясновидческого переживания, в особенности в
его тонких, начальных стадиях, очень важно обратить душевное
внимание на то, что душа мелют начать переживать
сверхчувственное, не будучи еще в состоянии составить себе о
нем какое-либо отчетливое знание. Сначала ясновидение
появляется в очень тонкой форме. Так что часто, в ожидании
увидеть что-то почти осязаемое, человек не обращает внимания на
проскальзывающие ясновидческие впечатления. Он вовсе не желает
признать их за таковые. Тогда они появляются в такой форме, что
уже при самом появлении своем подготовляют эту возможность
забыть их; они так слабо вступают в поле сознания, что остаются