в чувственном мире. В этом
отношении эти существа стоят в мировом порядке на одну ступень
выше человека, хотя они и могут быть названы в указанном смысле
однородными с ним. Они образуют царство существ, стоящее над
человеком, следующую за ним в последовательности существ
иерархию. Их эфирное тело -- несмотря на однородность --
отлично от эфирного тела человека. Между тем, как человек
симпатиями и антипатиями своего эфирного тела включен в
сверхчувственное тело Земли, эти существа своей душевной жизнью
не привязаны к Земле.
Наблюдая, что переживают эти существа при помощи своего
эфирного тела, человек находит их переживания подобными тем,
какие он имеет и сам в своей душе. У них есть мышление; у них
есть чувства и воля. Но они достигают посредством своего
эфирного тела того, чего человек может достичь только
посредством физического тела. Посредством своего эфирного тела
они приходят к сознанию своего собственного существа. Человек
ничего 'не мог бы знать ни о каком сверхчувственном существе,
если бы он не возносил в сверхчувственные миры своих сил,
приобретаемых в физически-чувственном теле. Ясновидческое
сознание познает этих существ, становясь в человеке
способностью наблюдения при помощи эфирного тела. Это
ясновидческое сознание поднимает душу человека в тот мир, где
обитают и действуют эти существа. В сознании души только тогда
выступают образы (представления), доставляющие ей познание об
этих существах, когда она переживает самое себя в этом мире.
Ибо эти существа не воздействуют непосредственно на физический
мир, а вместе с тем и на физически-чувственное тело человека.
Для всех переживаний, которые могут быть доступны нам благодаря
этому телу, их не существует. Они -- духовные
(сверхчувственные) существа, которые как бы не вступают в
чувственный мир. Если человек не соблюдает границы между
чувственным и сверхчувственным мирами, оно легко может в свое
физическое сознание внести сверхчувственные образы, не
являющиеся истинным выражением для этих существ. Эти образы
возникают вследствие переживания ариманических и люциферических
существ, которые, хотя и однородны с только что описанными
сверхчувственными существами, однако, в противность им,
перенесли место своего обитания и своей деятельности в мир,
воспринимаемый человеком как мир чувств.
Когда человек, благодаря Переживанию 'Стража порога',
научился правильно соблюдать границу между сверхчувственным
миром и чувственным, то, наблюдая ясновидческим сознанием из
сверхчувственного мира люциферических и ариманических существ,
он познает этих существ в их истине. Он научается отличать их
от других духовных существ, оставшихся в пределах той арены
деятельности, которая отвечает их природе. С этой точки зрения
духовная наука должна описывать люциферических и ариманических
существ. Тогда относительно люциферических существ оказывается,
что соответствующей им ареной их деятельности является не
физически-чувственный мир, а в некотором отношении мир
элементарный. Когда в человеческую душу проникает в виде
образов то, что встает в этом мире, как бы из потоков его, и
эти образы действуют оживляюще в эфирном теле человека, не
принимая в душе обманчивого бытия, то в этих образах может
присутствовать люциферическое существование, погрешая своими
действиями против мирового порядка. Тогда это люциферическое
существо действует освобождающе на душу человека; оно возвышает
ее над погруженностью в чувственный мир. Но если душа человека
вовлекает в физически-чувственный мир ту жизнь, которую она
должна развивать в одном только элементарном мире, если она
дозволяет чувствованию в физическом теле находиться под
влиянием антипатий и симпатий, которым надлежало бы
господствовать только в эфирном теле, то благодаря такой душе
люциферическое существо приобретает влияние, возрастающее