Рудольф Штайнер

Порог духовного мира

правильное отношение души к

событиям и существам сверхчувственных миров. Чтобы сознательно

жить в этих мирах, душе необходимо иметь одно влечение, которое

в чувственном мире не может раскрыться с той силой, с какой оно

выступает в сверхчувственных мирах. Это -- влечение отдаться

тому, что переживаешь. Нужно уметь совершенно окунуться в

переживание, нужно уметь слиться с ним воедино. И необходимо

довести это до такой степени, чтобы узреть себя вне своего

собственного существа и почувствовать себя внутри другого

существа. Совершается превращение собственного существа в

другое, участвующее в переживании. Не обладая этой способностью

к превращению, нельзя пережить ничего истинного в

сверхчувственных мирах. Ибо всякое переживание основано на том,

что человек приходит к сознанию, теперь ты изменился 'таким-то

определенным образом', т.е. ты полножизненно пребываешь с

существом, которое своей природой 'таким-то именно образом'

превращает твою природу. Это превращение себя, это

вчувствование в других существ и есть жизнь в сверхчувственных

мирах. Через это вживание человек познает события и существо

этих миров. Таким образом, он замечает свою ту или иную

родственность с одним существом и большую, по собственной своей

природе, отдаленность от другого. Выступают подразделения

душевных переживаний, которые -- особенно для элементарного

мира -- следует обозначить, как симпатии и антипатии. Благодаря

встрече, например, с каким-либо существом иди событием

элементарного мира, человек чувствует себя так, что в его душе

всплывает переживание, которое можно обозначить как симпатию. В

подобном переживании симпатии познается природа элементарного

существа или события. Не нужно только представлять себе, что

при этом переживании симпатии и антипатии речь идет об одно'

только их силе или степени. При переживании симпатий и

антипатий в физически-чувственном мире дело обстоит

действительно так, что говорят только о более сильной или более

слабой симпатии и антипатии. В элементарном же мире симпатии и

антипатии различаются не только по своей силе, но еще и так,

как в чувственном мире различаются, например, друг от друга

краски. И как мы переживаем многоцветный мир чувств, так можно

пережить и многообразно симпатичный или антипатичный

элементарный мир. При этом важно еще то, что для элементарного

царства 'антипатичное' не имеет этого привкуса внутреннего

отвращения от него; антипатичным следует просто обозначить

такое качество элементарного существа или события, которое к

симпатичному качеству другого события или существа относится

приблизительно так, как, например, в чувственном мире синий

цвет -- к красному.

Можно говорить о неком 'чувстве' элементарного мира,

которое человек может пробудить в своем эфирном теле. В

элементарном мире это чувство способно воспринимать симпатии и

антипатии, как в чувственном мире глаз воспринимает краски, ухо

-- звуки. И как в чувственном мире один предмет бывает красным,

а другой синим, так и существа элементарного мира излучают для

духовного зрения, одни -- такой-то род симпатий, другие --

такой-то род антипатий.

Это переживание элементарного мира в симпатиях и

антипатиях опять-таки не есть нечто, возникающее впервые только

для ясновидчески пробужденной души; оно всегда существует для

каждой человеческой души; оно принадлежит к существу

человеческой души. Только в обыкновенной духовной жизни знание

об этом существе человека остается нераскрытым. Человек

заключает в себе свое эфирное тело, и посредством него он

бывает на сто ладов связан с существами и событиями

элементарного мира. В один момент своей жизни он бывает так-то

вплетен в элементарный мир симпатиями и антипатиями, в другой

момент -- иначе.

Но, как эфирное существо, душа не может непрерывно жить

таким образом, чтобы в ней отчетливо выражалось действие

симпатий