правильное отношение души к
событиям и существам сверхчувственных миров. Чтобы сознательно
жить в этих мирах, душе необходимо иметь одно влечение, которое
в чувственном мире не может раскрыться с той силой, с какой оно
выступает в сверхчувственных мирах. Это -- влечение отдаться
тому, что переживаешь. Нужно уметь совершенно окунуться в
переживание, нужно уметь слиться с ним воедино. И необходимо
довести это до такой степени, чтобы узреть себя вне своего
собственного существа и почувствовать себя внутри другого
существа. Совершается превращение собственного существа в
другое, участвующее в переживании. Не обладая этой способностью
к превращению, нельзя пережить ничего истинного в
сверхчувственных мирах. Ибо всякое переживание основано на том,
что человек приходит к сознанию, теперь ты изменился 'таким-то
определенным образом', т.е. ты полножизненно пребываешь с
существом, которое своей природой 'таким-то именно образом'
превращает твою природу. Это превращение себя, это
вчувствование в других существ и есть жизнь в сверхчувственных
мирах. Через это вживание человек познает события и существо
этих миров. Таким образом, он замечает свою ту или иную
родственность с одним существом и большую, по собственной своей
природе, отдаленность от другого. Выступают подразделения
душевных переживаний, которые -- особенно для элементарного
мира -- следует обозначить, как симпатии и антипатии. Благодаря
встрече, например, с каким-либо существом иди событием
элементарного мира, человек чувствует себя так, что в его душе
всплывает переживание, которое можно обозначить как симпатию. В
подобном переживании симпатии познается природа элементарного
существа или события. Не нужно только представлять себе, что
при этом переживании симпатии и антипатии речь идет об одно'
только их силе или степени. При переживании симпатий и
антипатий в физически-чувственном мире дело обстоит
действительно так, что говорят только о более сильной или более
слабой симпатии и антипатии. В элементарном же мире симпатии и
антипатии различаются не только по своей силе, но еще и так,
как в чувственном мире различаются, например, друг от друга
краски. И как мы переживаем многоцветный мир чувств, так можно
пережить и многообразно симпатичный или антипатичный
элементарный мир. При этом важно еще то, что для элементарного
царства 'антипатичное' не имеет этого привкуса внутреннего
отвращения от него; антипатичным следует просто обозначить
такое качество элементарного существа или события, которое к
симпатичному качеству другого события или существа относится
приблизительно так, как, например, в чувственном мире синий
цвет -- к красному.
Можно говорить о неком 'чувстве' элементарного мира,
которое человек может пробудить в своем эфирном теле. В
элементарном мире это чувство способно воспринимать симпатии и
антипатии, как в чувственном мире глаз воспринимает краски, ухо
-- звуки. И как в чувственном мире один предмет бывает красным,
а другой синим, так и существа элементарного мира излучают для
духовного зрения, одни -- такой-то род симпатий, другие --
такой-то род антипатий.
Это переживание элементарного мира в симпатиях и
антипатиях опять-таки не есть нечто, возникающее впервые только
для ясновидчески пробужденной души; оно всегда существует для
каждой человеческой души; оно принадлежит к существу
человеческой души. Только в обыкновенной духовной жизни знание
об этом существе человека остается нераскрытым. Человек
заключает в себе свое эфирное тело, и посредством него он
бывает на сто ладов связан с существами и событиями
элементарного мира. В один момент своей жизни он бывает так-то
вплетен в элементарный мир симпатиями и антипатиями, в другой
момент -- иначе.
Но, как эфирное существо, душа не может непрерывно жить
таким образом, чтобы в ней отчетливо выражалось действие