Рудольф Штайнер

Порог духовного мира

мысли они переживают себя как самостоятельные существа,

подобно тому, как человек переживает себя в пределах

чувственного мира. Среди представлений, которые составляет себе

человек, есть некоторые пропитанные чувствами мысли, которые

способны так укрепить жизнь души, что она может получить

впечатление о чувствах духовного мира. Когда чувство отдачи

себя, как оно должно быть развито в элементарном мире, вплоть

до способности к превращению, бывает настолько обострено, что

при этой отдаче себя человек чувствует то чуждое существо, в

которое он превращается не только симпатичным или антипатичным,

но еще и таким, что оно может во всей своей образности ожить в

отдающейся душе, тогда появляется способность восприятия

духовного мира. Тогда одно духовное существо как бы говорит

душе 'таким', а другое -- 'иным' образом. И возникает духовное

общение, состоящее в мысленной речи. Переживают мысли, но

знают, что в мыслях переживают существ. Жить в существах,

которые не только выражают себя в мыслях, но и присутствуют в

мыслях своим собственным бытием, значит жить душой в духовном

мире.

По отношению к существам элементарного мира у души бывает

такое чувство, что в собственное бытие этих существ излучаются

мировые мысли, и что они волят себя в согласии с этим

излучающимся в них мировым мышлением.

По отношению же к существам, которым не нужно спускаться

до элементарного мира для достижения того, чего человек

достигает только в мире чувств, но которые достигают этой

ступени бытия уже в духовном мире, по отношению к ним у души

человека бывает такое чувство, что эти существа состоят всецело

из субстанций мысли, что мировые мысли не только излучаются в

них, но что и сами существа, собственным бытием своим, живут в

этой ткани мыслей. Они всецело предоставляют мировым мыслям

жить в них и мыслить. Их жизнь протекает в восприятии этого

языка мировых мыслей. И их воление заключается в том, что они

могут выражать себя в мыслях. И это их мысле-бытие сущностным

образом действует обратно на мир. Мысли, которые суть существа,

ведут беседу с другими мыслями, которые суть также существа.

Мыслительная жизнь человека есть отражение этой духовной

жизни мысле-существа. Во время, между смертью и новым рождением

человеческая душа бывает в такой же мере погружена в эту жизнь

мысле-существ, как она бывает в чувственном мире погружена в

физическое существование. Когда путем рождения (или зачатия)

душа вступает в чувственное бытие, то непреходящее

мысле-существо души действует на судьбу этой души, слагая и

инспирируя ее. Пребывающая часть души, перешедшая из земных

жизней, предшествовавших настоящей, действует в человеческой

судьбе таким же образом, как чистые живые мысле-существа

действуют в мире.

Когда ясновидческое сознание вступает в этот духовный мир

живых мысле-существ, оно чувствует себя по отношению к

чувственному миру в совершенно иных условиях. Этот чувственный

мир предстоит ему в духовном мире как 'иной мир', подобно тому,

как в чувственном мире предстоит ему как иной, мир духовный. Но

для зрения духа этот мир чувств утратил все, что может быть

воспринято в нем в пределах чувственного бытия. Словно исчезли

все качества, постигаемые чувствами или связанным с чувствами

рассудком. Зато выясняется с точки зрения духовного мира, что

самая истинная, подлинная природа чувственного мира духовна.

Для взора души, смотрящего из духовного мира, вместо прежнего

чувственного мира выступают духовные существа, развивающие

каждое свою деятельность, и притом так, что благодаря слиянию

этих деятельностей возникает мир, который, при рассмотрении

чувствами, становится тем самым миром, который человек имеет

перед собой в своем собственном чувственном бытии. При взгляде

из мира духа, исчезают качества, силы, вещества и т.д.

чувственного мира; они раскрываются, как одна лишь видимость.

Взирая из этого мира, человек видит перед собой