мысли они переживают себя как самостоятельные существа,
подобно тому, как человек переживает себя в пределах
чувственного мира. Среди представлений, которые составляет себе
человек, есть некоторые пропитанные чувствами мысли, которые
способны так укрепить жизнь души, что она может получить
впечатление о чувствах духовного мира. Когда чувство отдачи
себя, как оно должно быть развито в элементарном мире, вплоть
до способности к превращению, бывает настолько обострено, что
при этой отдаче себя человек чувствует то чуждое существо, в
которое он превращается не только симпатичным или антипатичным,
но еще и таким, что оно может во всей своей образности ожить в
отдающейся душе, тогда появляется способность восприятия
духовного мира. Тогда одно духовное существо как бы говорит
душе 'таким', а другое -- 'иным' образом. И возникает духовное
общение, состоящее в мысленной речи. Переживают мысли, но
знают, что в мыслях переживают существ. Жить в существах,
которые не только выражают себя в мыслях, но и присутствуют в
мыслях своим собственным бытием, значит жить душой в духовном
мире.
По отношению к существам элементарного мира у души бывает
такое чувство, что в собственное бытие этих существ излучаются
мировые мысли, и что они волят себя в согласии с этим
излучающимся в них мировым мышлением.
По отношению же к существам, которым не нужно спускаться
до элементарного мира для достижения того, чего человек
достигает только в мире чувств, но которые достигают этой
ступени бытия уже в духовном мире, по отношению к ним у души
человека бывает такое чувство, что эти существа состоят всецело
из субстанций мысли, что мировые мысли не только излучаются в
них, но что и сами существа, собственным бытием своим, живут в
этой ткани мыслей. Они всецело предоставляют мировым мыслям
жить в них и мыслить. Их жизнь протекает в восприятии этого
языка мировых мыслей. И их воление заключается в том, что они
могут выражать себя в мыслях. И это их мысле-бытие сущностным
образом действует обратно на мир. Мысли, которые суть существа,
ведут беседу с другими мыслями, которые суть также существа.
Мыслительная жизнь человека есть отражение этой духовной
жизни мысле-существа. Во время, между смертью и новым рождением
человеческая душа бывает в такой же мере погружена в эту жизнь
мысле-существ, как она бывает в чувственном мире погружена в
физическое существование. Когда путем рождения (или зачатия)
душа вступает в чувственное бытие, то непреходящее
мысле-существо души действует на судьбу этой души, слагая и
инспирируя ее. Пребывающая часть души, перешедшая из земных
жизней, предшествовавших настоящей, действует в человеческой
судьбе таким же образом, как чистые живые мысле-существа
действуют в мире.
Когда ясновидческое сознание вступает в этот духовный мир
живых мысле-существ, оно чувствует себя по отношению к
чувственному миру в совершенно иных условиях. Этот чувственный
мир предстоит ему в духовном мире как 'иной мир', подобно тому,
как в чувственном мире предстоит ему как иной, мир духовный. Но
для зрения духа этот мир чувств утратил все, что может быть
воспринято в нем в пределах чувственного бытия. Словно исчезли
все качества, постигаемые чувствами или связанным с чувствами
рассудком. Зато выясняется с точки зрения духовного мира, что
самая истинная, подлинная природа чувственного мира духовна.
Для взора души, смотрящего из духовного мира, вместо прежнего
чувственного мира выступают духовные существа, развивающие
каждое свою деятельность, и притом так, что благодаря слиянию
этих деятельностей возникает мир, который, при рассмотрении
чувствами, становится тем самым миром, который человек имеет
перед собой в своем собственном чувственном бытии. При взгляде
из мира духа, исчезают качества, силы, вещества и т.д.
чувственного мира; они раскрываются, как одна лишь видимость.