считать предводителем демонов. Начиная с эпохи средневековья Ашмедай становится центральной фигурой многих легенд и сказок. По одной версии, этот персонаж заимствован из вавилонской демонологии, хотя само имя производят от ивритского глагола hshm 'd - 'истреблять' или существительного shamah - 'опустошение, разорение'. Приверженцы другой гипотезы считают это имя производным от персидского aeshma daeva - 'дух злобы' [Аверинцев 1988, с. 114]. Однако в аггадической литературе и в фольклоре Ашмедай нередко выступает как амбивалентный персонаж: с одной стороны - это царь демонов, обладающий огромным могуществом и всеведением, с другой - он дух, склонный к разного рода проказам, пьянству, любовным похождениям, его нетрудно обвести вокруг пальца; он может помогать людям, предупреждая их об опасности. Одновременно он обладает знанием будущего, видит зарытые в земле клады. Так, в ряде легенд рассказывается о том, как Ашмедай насмехается над человеком, заказавшим себе обувь на семь лет вперед, хотя Ашмедай знает, что тот умрет через семь дней; либо же он плачет при виде свадебной процессии, так как ему известно, что жених вскоре умрет . Он также смеется над 'прорицателем', пытающемся доказать свое 'все-видение' толпе, стоя в этот момент на месте, где зарыт клад, и т.п. [Unterman 1991, с. 27]. Иногда изображается крылатым, с когтями и серой кожей.
В аггадической литературе и разнообразных фольклорных произведениях Ашмедай, хотя и не по своей воле, выступает помощником царя Соломона в деле строительства Иерусалимского храма. Так как для сооружения алтаря Храма нельзя было использовать железо (Исх. 20:25) и так как царь желал завершить Храм как можно скорее, вообще не употребляя железо при его возведении, ему был необходим волшебный червь Шамир, созданный как и многие другие чудеса, в канун Шаббата первой недели Творения Яхве. (Mishnah. Abot. 5:9]. Этот червь - величиной с ячменное зерно, был наделен волшебными свойствами: мог с невероятной скоростью рассекать камень и обтесывать каменные плиты, необходимые для постройки. Более того, железо ломалось при одном лишь виде Шамира. Только Ашмедай - владыка демонов знал, где находится Шамир и как его получить [Treasury 1972, с. 594-5951. Царь поручил своему верному военачальнику Бениягу доставить ему Ашмедая. Бениягу выполнил приказание, проявив недюжинную смекалку и обманом захватив царя демонов в плен. Бениягу сумел найти дворец Ашмедая, расположенный в пустыне на вершине горы и наполнил колодец, к которому ежедневно прилетал Ашмедай, чтобы напиться, вином. После того, как Ашмедай, напившись вина и оьянев, заснул, Бениягу связал его и запечатал путы магическим перстнем с начертанным на нем именем Бога, данным ему Соломоном. Проснувшись, Ашмедай сначала пытался освободиться, но, увидев печать с именем Бога, смирился [Ginzberg 1968, с. 166-168; Treasury 1972, с. 596-597 ]. Затем Бениягу доставил одураченного, пьяного и связанного демона к Соломону, и Ашмедай согласился помочь царю, склонившись перед его магическим перстнем. Ашмедай помогает Соломону добыть Шамира, а также вручает царю книгу магических знаний [Goldstein 1980, с. 153-155; Unter-man 1991, с. 27]. Согласно другой версии, Ашмедай не может добыть Шамира, так как тот со времен пророка Моисея, после того как высек на каменных скрижалях десять заповедей, находится во власти Владыки моря, который поручил хранить волшебного червя болотному кулику. Однако Ашмедай рассказывает, где живет эта птица, и верный Бениягу добывает Шамира [Ginzberg 1968, с. 168-169; Treasury 1972, с. 599].
В другом цикле легенд Соломон впоследствии был обманут Ашмедаем, низвергнут им с престола и отправлен в изгнание, в то время как Ашмедай, приняв облик царя и введя в заблуждение его подданных и даже ближайшее окружение, узурпировал его трон. Однако жены Соломона заподозрили, что он не подлинный царь, так как Ашмедай входил к ним в 'запретные' дни [12] и даже покушался на честь матери Соломона - Ват Шебы. В результате после долгих злоключений законные права Соломона были восстановлены [Goldstein 1980, с. 150; Unterman 1991, с. 27; Treasury 1973, с. 594-599; Sadeh 1990, с. 58-61]. Существует версия, согласно которой Ашмедай лишил царя престола, выполняя волю Яхве, обрекшего царя на это испытание из-за обуявшей того гордыни. Соломон, вновь обретший трон и царство, низверг Ашмедая, нанеся ему сильный удар, и даже хотел его убить, но голос с Небес запретил ему делать это [Sadeh 1990, с. 58].
Другой цикл легенд об Ашмедае также связан с царем Соломоном. В них обычно повествуется