головы и правой руки у древних кельтов), волосах, костях и др. [Штернберг 1936, с. 200-202; Филип. 1960; Носенко 1990, с. 107-108; Chadwick 1970; Duval 1977]. Часто носительницей жизненной силы считали кровь - см. библейские высказывания: ki ha-dam hu ha-nefesh - ибо кровь - это душа (Лев. 17:14) или ki nefesh ha-basar badam - ибо душа плоти - в крови (Лев. 17:11). Иными словами, термином nefesh евреи первоначально обозначали жизненную субстанцию, сосредоточивавшуюся в крови и, возможно, отождествлявшуюся с ней. Позднее полагали, что nefesh в течение недели после смерти покойного скитается между его могилой и его земным домом, после чего уходит, но не окончательно. В течение года или даже более nefesh возвращается на могилу или в дом, при этом далеко не всегда для добрых дел [Trachtenberg 1961, с. 511.
Кроме того, евреям, как и многим народам древности, была свойственна вера в душу-дуновение, душу-дыхание (древне-греч. рпеита, латинск, spirit us, иврит, ruah). Ее обычно связывали с верой в метемпсихоз (в учении пифагорейцев, в верованиях древних кельтов и т.д.). В талмудическую эпоху считали, что ruah никогда не оставляет тело, в том числе и после смерти.
Известно также, что многие народы (древние египтяне, кельты, скандинавы, индейцы Мезоамерики и др.) верили в существование некоей неуничтожимой субстанциии - двойника умершего - ведущего в загробном мире жизнь наподобие земной, нередко с сохранением социального и имущественного статуса [Большаков 1987; Носенко 1990; Штернберг 1936, с. 334; Мелетинский 1988, с. 312]. Иногда, напротив, представления о посмертном существовании в загробном мире были довольно расплывчатыми, подобно жизни в аиде у древних греков или в шеоле у евреев. В ряде случаев такая субстанция-двойник отождествлялась с тенью или отражением [Штернберг 1936, с. 2921. По-видимому, в иврите такая душа-тень обозначалась термином neshamah, позднее считалось, что после смерти человека она возвращается к Творцу. Иногда именно ее связывали с духом покойного. Правда, духи умерших, согласно ТаНаХу, не вмешиваются в дела живых. Но в более поздней традиции, в том числе в фольклорной, духи умерших нередко изображаются прояляющими интерес к земной жизни. По ночам, особенно в Рош Ходеш (Новолуние) и Хошана Раба (седьмой день праздника Суккот) они, согласно многочисленным поверьям, собираются на кладбищах; их можно видеть как колеблющиеся огоньки; либо же они собираются в синагогах в призрачных молитвенных одеяниях и т.д. [Trachtenberg 1961, с. 621. В фольклоре распространен сюжет о человеке, заснувшем на кладбище. Пробудившись, он слышит разговоры духов умерших, которые остаются невидимыми для него и которые, в свою очередь, не замечают присутствия человека [Treasury 1972, с. 616-6171. Чтобы заслужить их благосклонность и уберечься от их козней, совершались различные милостивительные и апотропейные обряды (паломничество, особенно накануне Рош а-Шана (Нового года) или Йом Киппура (Судного дня) или молитва на могиле умершего, зажигание свечей возле тела усопшего и т.п.), хотя раввины нередко протестовали против такого рода действий [Trachtenberg 1961, с. 651.
В конце эпохи 2 Храма представления о демонах (а также об ангелах) претерпели значительные изменения, прежде всего под влиянием дуалистических религий, в которых силы света вечно борются с силами тьмы. Под воздействием таких представлений - и в первую очередь иранских, о борьбе Ахурамазды и Ангро-Манью - в апокрифической литературе и особенно в рукописях Мертвого моря, резко возросло значение фигуры Сатана (Satan), который наряду с некоторыми другими персонажами (Белиал, Ашмедай, Мастема и др.), становится предводителем злых духов, борющихся за человеческую душу.
Мастема (mastemah - противоречие, враждебность), в свитках Мертвого моря выступает как демон.
Белиал (Белиар; Belija 'al; Bilar в арабском фольклоре) - в ТаНаХе это слово употребляется наряду со словами 'суета', 'ничто' (Втор. 32:21), а также для обозначения чуждого божества, могущего причинить вред человеку (Пс. 41:9). Его стали также отождествлять со змеем, искушавшим Еву (4 кн. Мак. 18, 7-8). В рукописях Мертвого моря он по преимуществу - 'князь тьмы', демон разрушения и извращения, ему подчиняются другие демоны и совращенные им 'сыны тьмы'. В Новом Завете Белиал упоминается как антагонист Христа (2 Кор. 6:14-15).
Сатан (Satan) - 'противоречащий', 'препятствующий', 'обвинитель' (в т.ч. в суде), в ТаНаХе выступает как антагонист Яхве, враг человеческого рода, царь ада и повелитель демонов. Первоначально