и на мгновение перестает учить Тору; в этот момент она целует его и, извлекши в момент поцелуя его душу, исчезает навсегда [Sadeh 1990, с. 68-69].
В другом варианте сюжета (популярном среди евреев Марокко, Йемена, Курдистана, Ирака) молодой человек с несчастливой судьбой в результате тех или иных перипетий попадает в пустынное место. Там он входит в синагогу и благословляет присутствующих именем Господа. В ответ те благословляют его именем Ашмедая, и из этого ответа юноша понимает, что попал к демонам. Они предлагают ему выпить вина, но молодой человек, зная что оно заклято именем Ашмедая, отказывается и вместо этого произносит молитву Шма [9]. Благодаря силе этой молитвы, демоны оказываются скованными цепью. Юноша обещает освободить демонов в обмен на обещание помочь ему обрести счастливую судьбу. После того как они тем или иным способом выполняют обещание, он покидает страну демонов [Sadeh 1990, с. 285-287].
Многие мотивы (попадание героя в нижний мир - обиталище демонов, его сексуальные сношения с демоном, изучение священных текстов в качестве оберега от нечистой силы, гибель его души в миг, когда герой оказывается незащищенным) распространены в фольклоре различных народов.
В разных восточных еврейских общинах были распространены сказки об обитающих в колодцах маленьких демонических существах, с которыми люди с какими-либо целями вступают в сделки (здесь обнаруживается влияние арабского фольклора) [Sadeh 1990, с. 23-251. Представления о том, что демоны могут жить в деревьях, как уже говорилось, восходят к талмудической эпохе, но отражают более архаический пласт народных верований о духах деревьев. Культ деревьев неоднократно упоминается в ТаНаХе в контексте борьбы с языческими божествами. По мнению ряда ученых, этот культ был тесно связан с культом ханаанских богинь плодородия [Albright 1968, с. 295; Patai 1983, с. 58]. В аггадической литературе [10] и легендах, популярных в разных еврейских общинах, в особенности на Востоке, демонические существа, живущие в деревьях, изображаются также хранителями кладов [Gaster 1924, 207, 395; Mimekor 1976, с. 1203]. Так, в нескольких вариантах сказок, распространенных у багдадских евреев, речь идет о демоне, обитающем в рожковом дереве, растущем на поле, принадлежащем некоему человеку. Когда последний хочет срубить дерево, демон упрашивает его не делать этого, посулив взамен платить ему ежедневно определенную сумму денег. Человек соглашается и получает причитающиеся ему деньги, но у него начинают умирать домочадцы или приключаются еще какие-либо неприятности. Он обращается за помощью в Санхедрин (в других вариантах к местному раввину) и получает совет немедленно срубить дерево, а полученные деньги вернуть демону. Человек последовал совету, хотя демон предлагал ему удвоить сумму, и срубил дерево, после чего демон исчезал, а человек через некоторое время, распахивая поле, находил под корнями дерева зарытый клад [Sadeh 1990, с. 186-187]. По-видимому, к языческому почитанию камней восходят легенды о демонах, обитающих в камнях IMimekor 1976, с. 1203-1204].
Есть, однако, место на земле, где, согласно традиции, демоны не живут. Это знаменитая легендарная река Самбатион (Саббатион), русло которой наполнено водой в течение шести дней недели и пересыхает в Шаббат (или, по другой версии, сухое в течение шести дней и наполняется водой в Шаббат). На этой реке живут десять затерявшихся колен Израилевых, там нет несправедливости, лжи, воровства, диких зверей и злых духов (вариант сюжета о золотом веке), на этой реке после прихода Машиаха будет восстановлено израильское царство (Sadeh 1990, с. 247-248].
Существовала также вера в возможность сексуальных сношений демонов и людей. Корни таких представлений восходят к известному библейскому эпизоду о сынах Элохима и дочерях человеческих (Быт. 6:2). Представления о сексуальных сношениях людей (в особенности женщин) с высшими и низшими божествами были широко распространены в древности, в том числе и на Ближнем Востоке. В средние века учение о суккубах и инкубах было популярно также среди евреев. Оно оказало значительное влияние на трансформацию образа Лилит. От сношений падших ангелов со смертными, согласно этой традиции, происходят многие злые духи, которые будут вредить людям до Страшного Суда.
Кроме того, в каббалистической литературе существовала традиция, восходящая к книге Еноха, согласно которой демоны - это люди Потопа, произошедшие от сношений Адама с Лилит. В отличие от других произведений каббалистической литературы, в книге Зогар утверждается,