юрий котенко

Представление евреев о демонах, злых духах и проче

была не очень развита, учению о злых духах и борьбе с ними не уделялось большого внимания. В дальнейшем, в особенности в талмудическую эпоху, представления о злых духах сделались чрезвычайно разнообразными, хотя и по большей части бессистемными, впитав в себя вавилонские, эллинистические, гностические персидские магические верования и практику. Дальнейшее развитие получила еврейская демонология в средние века, особенно в каббалистической традиции, в которой были сделаны попытки систематизировать учение о вредоносных духах и в которой это учение приобрело еще более синкретический характер. Многие сюжеты еврейского фольклора, как уже указывалось, восходят к текстам ТаНаХа, Талмуда и мидрашам; значительное воздействие на него оказала также каббалистическая традиция, особенно в хасидской среде. Приведенные примеры позволяют выявить две различные тенденции, характерные для народных представлений и магической практики в основных еврейских традициях - ашкеназской и сефардской. Так, во многих ашкеназских сказках герои испытывают смертельный ужас перед демонами, спасаясь от них благодаря счастливой случайности или совершению подходящего магического приема. В сефардском фольклоре в описаниях демонов 'потусторонний' элемент сводится к минимуму, сами духи в значительной мере 'очеловечены', с ними можно вступить в выгодную сделку, не подвергая себя при этом большой опасности. Это во многом верно и по отношению к магической практике: в сефардских и восточных общинах преобладали умилостивительные и искупительные ритуалы - демонов всячески старались задобрить и даже подружиться с ними. В этом состоит отличие от обычаев ашкеназов, которые в большинстве случаев стремились изгнать злых духов или по крайней мере обезопасить себя от их чар с помощью заклинаний, амулетов, апотропейных обрядов. Вообще следует отметить, что в народных верованиях нередко отчетливо прослеживаются очень архаические пласты представлений, восходящих к глубокой древности. Так, строгий библейский монотеизм и соответствующее представление - 'все - от Яхве' в народных верованиях по существу подменяется верой в огромное могущество злых сил - злых по своей природе (не посланцев Яхве), с которыми либо боролись, в ряде случаев не прибегая к Божественной помощи, либо всячески задабривали, совершая при этом всевозможные магические действия. Именно разнообразные обычаи и обряды, направленные против нечистой силы, в народной традиции приобрели первостепенное, порой самодовлеющее значение В этой связи уместно вспомнить замечание П.Радина о том, что носительницей религиозных учений в большинстве случаев выступает небольшая прослойка жречества; народ же о них мало что знает, для него в повседневном обиходе достаточно совершать установленные обряды [Radin 1957].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ТаНаХ - Ветхий Завет: аббревиатура трех составляющих его слов, Тора (Закон), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

2. Зогар ('сияние') - основное произведение каббалистической литературы. Авторство этой книги традиционно приписывали великому законоучителю и мистику р.Шимону бар Иохаи, жившему во II в. н.э. Однако научные исследования показали, что она была составлена в XIII в., и ее автором был, по-видимому, испанский каббалист Моше де Леон.

3. Мишна - сборник галахических установлений (Галаха - религиозное право в иудаизме), кодифицированный в начале III в. н.э.; составляет 'ядро' обоих Талмудов - более раннего и краткого Иерусалимского и более позднего и пространного Вавилонского.

4. Мидраш - толкование, экзегеза какого-либо текста, преимущественно из ТаНаХа.

5. Каббала - мистическое течение в иудаизме, возникшее, по-видимому, в Вавилонии, получившее дальнейшее развитие в средневековой Испании и распространившееся затем в другие страны.

6. Лурианская Каббала - течение в Каббале, связанное с именем р. Ицхака Лурии (XVI в.).

7. Тубал-Каин - потомок Каина (Быт. 4:18-22), 'отец всех кузнецов'; возможно, в предании о нем сохранились отголоски мифа о культурном герое.

8. Цфат (Сафед) - город в Палестине (ныне - в государстве Израиль). Начиная с XVI в. крупный центр изучения Каббалы.

9. Шма - Шма Исраэль (Слушай, Израиль, Втор. 6:4-6) - начальные слова еврейской молитвы, содержащей в себе главную идею иудаизма - единство Бога.

10. Аггадическая литература - (от Аггада - букв. 'предание'), обширный раздел талмудической литературы, в которой развиваются содержащиеся в ТаНаХе религиозно-этические воззрения; включает притчи, афоризмы, исторические предания, легенды.

11. Амораи