юрий котенко

Представление евреев о демонах, злых духах и проче

Ханука.

Апотропейную функцию повсеместно в архаических обществах выполняли всевозможные обереги, амулеты, талисманы и прочие объекты, в силу определенных причин - свойств материала, из которых они изготовлены, сакральных фигур, слов или формул, которые на них изображены и пр.- обладавшие, как полагали, способностью напугать нечистую силу и отвести ее чары. Наиболее действенными амулетами считались те, на которых присутствовали мистические имена Бога, иногда состоявшие из 12-72 букв. Другая категория имен, любимых еврейскими мистиками,- El, Eloe, Sabbaoth, Adonay, Ya, Sadday, Eyel, Tetragrammaton и др. Нередко на амулетах также писали имена ангелов. Так, для защиты от Лилит писали имена трех ангелов (Sanvi. Sansanvi, Semangelaf), согласно традиции, некогда посрамивших ее. Считалось, что апотропейными свойствами были наделены некоторые магические фигуры: пентаграмма (печать Соломона), шестиконечная звезда (щит Давида), круг, спираль, магический квадрат и т.п., которые часто изображались на амулетах [Trachtenberg 1961, с. 139-142]. Хорошей защитой от демонов считались амулеты, на которых писали 'усеченные' имена демонов, например, Shabriri - riri - iri - ri [Trachtenberg 1961, с. 117].

С библейской эпохи среди евреев, как и среди других народов Ближнего Востока, была широко распространена магия чисел. Число 9 считалось связанным с нечистой силой, поэтому заклинания против нее следовало повторить 9 раз; человек, увидевший демонов, в течение 9 дней не должен был никому говорить об этом и т.д. [Trachtenberg 1961, с. 121].

Драгоценные камни использовались в качестве амулетов еще в древности, но особенно популярным это стало в средние века: так хорошей защитой от демонов считались аметист, алмаз, коралл, а у сефардов и в восточных общинах - прежде всего бирюза. Употребление последней тесно связано с магией цвета, в данном случае голубого/синего. Иногда высказывались предположения, что этот цвет служил защитой от дурного глаза, так как голубые глаза на Востоке были редкостью, а потому казались странными и угрожающими, 'проводником' чьей-то злой воли. От таких глаз защищались подобным же - с помощью голубого цвета Не все однако соглашаются с этим, считая такое объяснение надуманным и отмечая, что в семитском мире использование оберегов строилось на совершенно ином принципе - злые силы в основном стремились напугать и обратить в бегство [Patai 1983, с. 87]. В этой связи интересно объяснение значение синего цвета, данное раввином - йеменитом, проживавшим в Иерусалиме и приведенное Р.Патаи в своей книге. На вопрос, зачем йеменские евреи красят оконные рамы и косяки дверей в голубой цвет, раввин отвечал, что это - цвет неба, в который его окрасил Бог. Желая защититься от злых сил, они поступают подобным же образом, красят рамы и косяки в своих жилищах (т.е. 'обрамления' отверстий, через которые в дом могла проникнуть нечистая сила.- Е.Н.) в голубой цвет [Patai 1983, с. 8]. Исследователь полагает, что в этом объяснении содержится рациональное зерно: синий цвет - символ неба и небесных вод, т.е. сакральной чистоты. Обиталищем же демонов считался нижний мир, тесно связанный с ритуальной нечистотой, следовательно, их можно было посрамить с помощью голубого цвета. В доказательство приводится роль голубого/синего цвета в оформлении Скинии Завета (Исх. 26:1; 25:35; 38:23; Чис. 4:6-1206), в одежде Аарона (Исх. 39:1; 28:6-8 и др.) [Patai 1983, с. 89]. Вспомним здесь голубой цвет в одежде первосвященника в Иерусалимском храме, синие полосы на таллите (молитвенном покрывале), обязательное присутствие голубой нити в цицит (кистях, прикрепленных к углам нижней одежды) (Чис. 15:39), которые также служили оберегами. Во многих общинах на Востоке голубую нитку обвязывали вокруг ручки младенца (или вешали ему на шею голубую бусину), чтобы спасти его от нечистой силы и уберечь от сглаза [Носенко 1997, с. 494]. Голубой цвет в древности играл вообще большую роль. Так, в Ассирии высокопоставленные лица носили голубое (Иезек. 23:5-7), цвет одежды царя Ахашвероша - тоже голубой (Эстер 8:15, 1:16) и т.д.

Чтение Торы и некоторых молитв тоже, как считалось, оберегали от демонов.

Умилостивительную функцию выполняло также приношение пищи. Тех, кто специально оставлял кусочки хлеба на столе, в талмудическую эпоху называли идолопоклонниками; однако нередко оставляли и целый хлеб. Существовал даже обычай оставлять хлеб и бокал вина на столе в ночь накануне Шаббата. Иногда этот обычай трактовали как воспоминание о манне небесной (выпавшей на землю накануне Шаббата),