от Египта до Индии (в последней эти предписания имеют огромное значение и в наши дни). От нечистоты повсеместно избавлялись с помощью специальных заклинаний или магических приемов: посредством огня, воды, дыма. Особую роль играла кровь, 'смывавшая' грехи, т.е. нечистоту. Кровь в поверьях многих народов древности, включая евреев, выполняла различные функции, в том числе и очистительную: 'ибо кровь эта <жертвенная.- Е.Н.> душу очищает' (Лев. 17:11). Подчеркиваю, что очистительной функцией наделяли только кровь животного, пролитую на жертвеннике Храма.
Наряду с очищением от ритуальной нечистоты с помощью крови, огня, воды, существовала другая практика избавления от нее: а именно удаление, с предварительным переносом ее на какой-либо объект, в первоначальное место ее происхождения - в нижний мир (в данном случае в пустыню). Многочисленные параллели ритуала 'козла отпущения' существовали в древности на Ближнем Востоке [Носенко 1996, с. 27-28]. Таким образом центральный ритуал Йом Киппура нес двойную семантическую нагрузку - очищения и искупительной жертвы, приносимой вредоносным духам.
Сходную смысловую нагрузку несет сохранившийся до наших дней обряд каппарот (каппорес), мн.число от kapparah - 'замена', 'искупление'. Его можно совершать в любой из десяти дней тшувы (покаяния, предшествующего Йом Киппуру), но обычно это делают накануне Йом Киппура. а также во время бракосочетания, во время болезни, трудных родов и пр. После чтения библейских текстов живого (желательно белого) петуха семь раз крутят над головой человека (если это женщина, то манипуляцию проделывают с курицей (беременная женщина берет и петуха, и курицу), при этом произносят определенный текст-формулу: 'Душа за душу. Это да будет искуплением моим, жертвой моей, заменой меня. Сей петух пойдет на смерть, а я обрету долгую и счастливую жизнь'.
В прошлом птицу затем убивали, а мясо раздавали бедным. В настоящее время ее выкупают, т.е. заменяют деньгами. Для этих целей иногда использовали и других животных (например, ягненка), живую рыбу, гуся или любую ритуально чистую, разрешенную в пищу птицу, кроме голубя (так как голубей приносили в жертву в Иерусалимском храме). Обряд впервые зафиксирован в эпоху гаонов [15], в IX в., но он, по-видимому, гораздо более раннего происхождения, будучи искупительным и умилостивительным жертвоприношением [Носенко 1996а, с. 113].
Типологически сходен с этим обрядом и другой ритуал, совершаемый за две-три недели до Рош а-Шана (Нового года). В корзину с землей высаживали боб (иногда несколько, по количеству членов семьи), который прорастал до наступления праздника. В первый день Рош а-Шана отец семейства обводил корзину, одновременно покачивая ее, вокруг головы каждого из домашних, провозглашая, что эта корзина - замена данного человека; после чего корзину бросали в воду. В средние века обряд стали чаще совершать накануне Йом Киппура (Trachtenberg 1961, с. 163; Schauss 1973, с. 1631.
В первый день Рош а-Шана, после полуденной молитвы совершают широко распространенный в ряде общин ашкеназский по происхождению, впервые упоминаемый в XV в. обряд ташлих (tashlikh - бросание). Идут на берег реки, моря или какого-либо водоема (желательно, чтобы в нем водилась рыба) и там читают главу из кн. пророка Михея (Миха): 'Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши' (17:19). 'Бросают' грехи в воду, встряхивая полы одежды, т.е. избавляются от них и каются. У сефардов имеется аналогичный обычай - 'идти бросать грехи в море' [Носенко 1996а, с. 110]. Это очень древний очистительный ритуал, связанный с верой в очистительную силу воды, а также умилостивительная жертва - в воду в ряде случаев бросают хлеб - дар водяному духу.
Интересно, что если в ашкеназских общинах демонов по преимуществу стремились всячески напугать и обратить в бегство, или по крайней мере обезопасить себя от их чар с помощью заклинаний, амулетов, апотропейных и умилостивительных обрядов, то в сефардских и восточных общинах старались не столько изгнать, сколько задобрить их и даже подружиться с ними. Поэтому в сефардских и восточных общинах преобладали умилостивительные ритуалы.
Так, в ряде восточных общин избегали выливать на землю перед домом горячую воду, чтобы не обжечь живущего под порогом духа. Если же это приходилось делать, то этого духа предупреждали с помощью специальной формулы, призывая его накрыть голову [Sassoon 1949, с. 193; Loeb 1977, с. 218]. По этой же причине евреи Шираза избегали бросать камни в воду - из опасения ударить и рассердить живущего там духа [Loeb