Талмуд менее категоричен в этом отношении, выделяя однозначно запрещенные действия, совершаемые с помощью демонов, наносящие тем, против кого они были направлены, значительный ущерб (такие действия карались смертью); действия, которые создают только иллюзию такого ущерба - они совершаются без помощи демонов; разрешенные магические действия, совершаемые с использованием имен Бога и ангелов [Trachtenberg 1961. с. 19]. Многие магические приемы, направленные на борьбу с вредоносными духами, упоминаются в Вавилонском Талмуде. Так, не следовало проходить ночью между двумя деревьями, чтобы не подвергнуться нападению злых духов (Pesahim. За); не рекомендовалось здороваться с незнакомцем ночью из опасения, что он может оказаться демоном (Мег. За); полагали нежелательным ночевать одному из-за возможности нападения Лилит (Shab. 151b), и т.д. Опасными считались также дни солнцестояния, особенно летнего, во время которого наиболее активен одноглазый и однорогий демон Кетеб Ме-рири (Keteb Meriri), с головой теленка, весь покрытый чешуей и волосами. В средние века распространилось представление, что с помощью определенных магических приемов можно воздейстовать на средний мир и вызвать оттуда нужного духа.
В архаических обществах существовали различные способы борьбы со злыми духами: задабривание, запугивание, изгнание, обман или введение в заблуждение. Многие народные обычаи так или иначе сводятся к какому-либо из этих приемов, подразделяясь на 1) апотропейные, 2) умилостивительные, 3) искупительные.
Так, смазывание кровью косяков жилищ во время праздника Песах в библейскую эпоху - чтобы 'губитель' не мог войти в дом (Исх. 12:6) - несомненно имело целью отвратить злых духов. (Этот обычай сохранился до наших дней в несколько видоизмененной форме у самаритян [Gaster 1925, с. 178; Ausu-bel 1964, с. 388; Носенко 1995 с. 135]; кроме того, сходный обычай: обрызгивать кровью жертвенного животного людей и скот во время эпидемий до недавнего времени существовал у арабов [Segal 1964, с. 162]). Функции жертвенной крови в представлениях, распространенных во многих архаических обществах, были довольно разнообразным: она очищала от ритуальной нечистоты, выполняла центральную роль в искупительном жертвоприношении и, наконец, оберегала от злых духов. Отпугивал демонов, согласно архаическим воззрениям, также шум: звон колокольчиков на одежде первосвященника (Исх. 28:33-35), звуки шофара (ритуального рога). Так, в Талмуде указывается, что звуки шофара нагоняют страх на Сатана (Rosh ha-Shanah. 1:6А, В); в это верили и позднее [Patai 1983, с. 305]. Апотропейную функцию выполняли также филактерии [13] (Втор. 6:8; 11:8), мезуза [14] (Исх. 12:7); металлы (в особенности железо, свинец и ртуть, использовавшиеся для изготовления амулетов), соль и т.п. Особое значение соли придавали каббалисты, считая ее наилучшей защитой от Сатана [Trachtenberg 1961, с. 161-1621.
Некоторые травы и растения, согласно народным поверьям, выполняли апотропейную функцию. Например, особый вид трав служил оберегом мужчине, соблазняемому Лилит [Sadeh 1990, с. 80-81]. В Талмуде утверждается (Suk. 38а), что хорошей защитой от Сатана является лулав (побег финиковой пальмы, с которым совершали процессию во время праздника Суккот). Во время трудных родов роженице давали съесть кусочек этрога (плода цитрусового дерева, который тоже употреблялся во время праздника Суккот) [Patai 1983, с. 371]. Евреи, как и многие другие народы, верили в то, что чеснок - хорошее средство защиты от демонов и употребляли его в подходящих случаях.
Огонь также издавна повсеместно считался средством защиты от демонов (Лев. 16:22-23), как и от духов умерших. Позднее эту функцию выполняло зажигание шаббатных и ханукальных свечей. Еще в начале XX в. у евреев существовало поверье, что пламя свечей отгоняет различных демонов, особенно Лилит и Аграт бат Махаллат, а также прочую нечистую силу, которая становилась наиболее опасной в канун Шаббата. Существовали даже специальные молитвы для этого случая. Например: 'Да горят мои свечи ярко, чтобы отогнать злых духов, демонов, и губителей - порождения дочери Махаллат, и всех, повинующихся Лилит. И да обратятся они в бегство от огня, который я зажигаю, и да не причинят они вреда мужчине, женщине или ребенку Твоего народа' [Shachar 1975, с. 3].
Одним из способов борьбы со злыми духами было, как уже указывалось, введение их в заблуждение. Этой цели, по-видимому, могло служить ряжение во время праздника Пурим, а также травестизм, практиковавшийся в некоторых общинах во время праздника