в пальмовым дереве (демон Palgah), в кустах (безглазый демон Ruhe), в корнях (демон Rishpe), в цветах и т.д.- в целом, в деревьях обитают 60 демонов. В Талмуде, в мидрашах, в раввинистической литературе можно найти разнообразные описания демонов. Их внешний вид представляли весьма разнообразно: черными, волосатыми, козлообразными, семиглавыми, как драконы. Иногда полагали, что демоны могут принимать человеческий облик но их тела не отбрасывают тени. Они, как правило, невидимы но окружают человека повсюду (Веr. 6а). Увидеть их можно, совершив ряд магических действий (например, втирания в глаза пепла сожженного последа первородящей черной кошки, рожденной от такой же кошки (Веr. 6f). При виде такого демона человек мог сойти с ума или упасть замертво. Однако мудрецы с помощью особых заклинаний могли посрамить злых духов [Mimekor 1976, с. 684-585]. В Талмуде нет никакой систематизации представлений о злых духах. В целом демонология в Талмуде несет явный отпечаток народных представлений и фольклора (вавилонского, персидского, древнееврейского). Основные сюжеты еврейского фольклора восходят к ТаНаХу; кроме того многие сюжеты Талмуда и мидрашей [4], так или иначе трансформировавшись, вошли в более позднюю фольклорную традицию различных еврейских общин. Начиная с эпохи позднего средневековья многочисленные притчи и легенды стали сводить в сборники (как, например, Sefer Hasidim, состfвленный р.Иехудой Хасидом из Регенсбурга в середине XVI в., Ma'aseh Sefer, вышедший в свет в самом начале XVII в., и др.).
В эпоху средневековья еврейская демонология претерпела некоторые изменения, испытав воздействия культур соседних народов. Считалось, что демоны не всегда зловредны: некоторые из них могут слушать повеления Яхве и помогать людям. К талмудической эпохе восходит представление о том, что царь Соломон был первым из людей, который знал язык демонов, умел повелевать ими и поставить их на службу людям [Ginzberg 1968, с. 149]. В дальнейшем вера в то, что мудрецы в некоторых случаях пользовались услугами демонов, укрепилась еще больше. Но гораздо чаще верили в злую силу демонов, их считали причиной болезней. Основные методы лечения в народной медицине у евреев, как и у других народов, сводились к изгнанию из тела больного злых духов с помощью магических формул и приемов.
Особенно важное значение имела демонология в каббалистической традиции, в которой демонам было отведено необходимое и весьма значительное место в миропорядке. В Каббале [5] была воспринята демонология, содержавшаяся в Вавилонском Талмуде; кроме того введены элементы арабской и христианской демонологии, а также фольклора (еврейского, германских и славянских народов), что обусловило синкретический характер позднееврейской демонологии. Тогда же были сделаны попытки систематизировать представления о злых духах. В каббалистической литературе демоны чаще обозначаются как shedim или mazzikim, они обитают в безлюдных местах, а также заполняют все пространство между Землей и Луной. Существование демонов связано с последней из десяти ступеней 'левой', или 'северной' стороны Божественной эманации. Mazzikim - это души умерших злых людей, они подчиняются Ашмедаю, признают Тору, иногда могут помогать людям. Согласно испанской каббалистической традиции, демоны созданы не из четырех первоэлементов (огня, воды, воздуха и земли), а из двух - воздуха и огня, обладая сверхтонкой природой, которую не в состоянии постичь человеческий разум; иногда они волосаты, кривоноги, безглазы. Их пища - вода, огонь и различные запахи, они смертны, хотя их предводители (Лилит и Наама - Naamah) живут долго, даже до Страшного Суда. Наивысшего могущества демоны достигают ночью, особенно - в полночь. Они нередко насылают ложные сны и неверные предсказания будущего. Все духи подчинены планете Марс и власти Самаэля и Лилит, которые обычно выступают в паре. В книге Зогар дается подробное описание власти различных демонов и приводятся их имена, а также генеалогии. В каббалистической литературе часто упоминаются четыре 'матери демонов': Лилит, Наама, Аграт и Махаллат - они посылают подвластных им духов творить зло. Иногда они собираются на горах, где обсуждают будущие злые дела и вступают в половые сношения с Самаэлем (реминисценция представлений о бесовском шабаше у христианских народов). Эти матери демонов, а также другие их властители (Сатан, Самаэль и др.) нередко изображаются низвергнутыми с небес восставшими ангелами. Лилит и некоторые другие демоны были созданы в первые дни Творения и приняли человеческий облик в результате