жизни только изредка и глухо дает о себе знать, - например, при переполненном мочевом пузыре в метро. Но теперь эти силы добираются до коры (сознания) с ее богатыми возможностями.
Психонавт оказывается в мире жадных, властных и грубых существ, и если способность его управлять такого рода активностью недостаточно развита еще на физическом плане, существа эти будут делать с ним что пожелают. Сразу за вашим лежит мир, где нет ни закона, ни порядка. Со мной был Свет Матери и я прошел его (цит. по 63). Если психонавт верит в черта, он столкнется с ним именно здесь. Если не верит, то черта не будет, но кошмары неминуемы. Они могут быть безличными, абстрактными, со смазанными и перемешанными кусками несовместимых элементов привычной реальности, транскрибирующими крайне отрицательные эмоциональные состояния.
Вместе с тем наряду с отрицательными состояниями в каждом центре можно испытать также своеобразный, лишь ему свойственный вид наслаждения; если же победить самоактивность сил центра, отрицательных состояний вообще можно избежать. Говорится, что в этом и состоит ловушка Чакр на пути классической тантрической Садханы. Поэтому требуется полное отвержение наслаждения и искушения со стороны высших существ (Йогасутры, 3.51, цит. по 17). В более высоких Чакрах, начиная с Анахаты, страдание и наслаждение становятся все более возвышенными, а реальность в которую попадает сознание - все более заманчивой.
Терпеливо, через многие повторные опыты мы учимся распознавать, к какому плану относятся наши переживания, а затем - к какому уровню каждого из планов. Такая локализация необходима для того, чтобы научиться понимать значение этих переживаний. Это непонятный иностранный язык, даже несколько языков сразу, которые нам предстоит освоить, не смешивая с ними наш ментальный язык. Последнее, пожалуй, труднее всего, ввиду бессознательной тенденцией знакомого нам земного языка к искажению чистоты переживания... (63).
Впервые попавшего в астрал можно сравнить с новорожденным, органы чувств которого еще не вполне сформировались: хотя рецепторы и превращают энергию внешних воздействий в нервные импульсы, корковые отделы соответствующих анализаторов еще недостаточно развиты для того, чтобы связать эти импульсы вместе, превратить их в факт сознания, действительно информирующий о протекающих вне его процессах.
Для того, чтобы извлечь из внутренних миров какую-то полезную информацию, необходимы все новые и новые контакты с ними, необходимо научиться в них жить, что весьма затруднительно, так как человеческие существа по природе своей обречены сознательно функционировать преимущественно во внешнем мире.
Следует отметить, что разнообразие внутренних приключений более характерно для европейского оккультизма и современных неортодоксальных школ Йоги, которые не придают большого значения традиционной символике Чакр, рассматривая последние как нечто вроде коммуникационных амбразур для выхода на иные уровни проявления, столь же бесконечные и разнообразные, как физический мир.
Для классических средневековых йогинов проблема адекватности получаемой в этих мирах информации не существовала: их не интересовали внутренние пространства. Ортодоксальная йогическая практика преследовала одну цель: освобождение от цепей Майи; все остальное рассматривалось как искус, как очередная уловка той же Майи. Прежде, чем ученик получал от учителя благословение на работу с Чакрами, его воля и способность к концентрации были уже развиты до такой степени, что силы раскрываемой Чакры не успевали проявить самоактивность в сознании: это выражалось в том, что йогин видел приблизительно ту образную картину, которую ожидал увидеть.
Тем не менее, тантрические тексты указывают, что центры человеческого тела сообщаются с космическими планами, каждый из которых отличен от другого и заселен своими божествами. Восходя в процессе работы с Кундалини из Чакры в Чакру, йогин проходит через сообщающиеся с этими Чакрами миры (см. 2; 48; 63).
9. АСТРАЛЬНЫЕ МИРЫ: МЫ В НИХ ИЛИ ОНИ В НАС?
З десь может возникнуть следующий резонный вопрос: рассматривая визуализируемые в Чакрах астральные миры как порождаемые исключительно ТЕЛОМ, не отступаем ли мы тем самым от первоначально принятой методологии, полагающей, что Чакры не существуют вне отношения со СРЕДОЙ?
Нет, не отступаем. Деятельность интерорецепторов (отражением которой предположительно являются визуализации) как раз и обусловлена их непосредственным контактом с внешними по отношению к ним частям внутренней среды организма. Кроме того,