сигналов) у людей этот вид связи влияет на индивидуальное поведение в несколько меньшей степени, чем у животных.
С другой стороны, у человека, в отличие от животных, появилась возможность осознавать это влияние, более того, сознательно ИСПОЛЬЗОВАТЬ его механизмы.
* * * * * Итак, объективные эксперименты и наш субъективный опыт дают основания предполагать существование полей, создаваемых живыми организмами; существует также объективная необходимость в какой-то теории биологического поля (организующей матрицы), обусловленная современным этапом развития науки о биологических объектах. Тантрическое учение о мирах, порождаемых нашими телами и порождающих наши тела, может рассматриваться в качестве одного из вариантов такой теории.
12. ИЕРАРХИЯ МИРОВ КАК ЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР Н аши тела обретают в процессе эмбриогенеза свойственные им структурно-пространственные характеристики и сохраняют их в дальнейшем благодаря существованию единого биологического поля жизни, создаваемого всей совокупностью живых организмов, - начиная простейшими и кончая человеком.
Это поле возникает и развивается параллельно с эволюцией живых организмов, обусловленной развитием системы организмы-среда. В процессе эволюции постепенно возникают различные диапазоны биологического поля. Прогрессивные формы живых организмов, создаваясь по матрице старых диапазонов, процессом своей жизнедеятельности вносят в общее поле новые частотные характеристики. Будучи достаточно четко выражены, эти частотные характеристики превращаются в новый диапазон всеобщего биологического поля, надындивидуальную организующую матрицу, которая, фиксируя пространственную организацию индивидуальных структур, обеспечивающих данный тип обретенных функций и свойств, как бы узаконивает воспроизведение биологических структур такого типа в ходе дальнейшей эволюции. Чем более организован организм, тем в более широком диапазоне частот он работает.
Биологическое поле жизни - именно живое поле. Оно несет информацию гораздо более богатую и разнообразную, чем недавно оживленный человеком радиодиапазон электромагнитного поля, поскольку каждый живой организм непрерывно передает в эфир данные о строении, функции, состоянии и т.д. представляющих его биологических структур.
Чакры с этой точки зрения могут рассматриваться как нечто вроде приемно-передающих устройств, точек включения индивидуального организма в соответствующие диапазоны породившего его всеобщего поля жизни. Таким образом, Чакры несут информацию не только о событиях, происходящих в организме, но и о событиях, происходящих в эфире данного диапазона; более того, обладая достаточным опытом, с помощью Чакр можно получать из эфира целевую информацию, - например, о состоянии тех или иных органов конкретного организма.
Осознание биопольной информации, воспринимаемой нашими телами, может происходить как на уровне смутных висцеральных ощущений, так и на уровне визуальных транскрипций - зрительных образов. В случае чистой визуализации, протекающей на уровне функций всех пяти органов чувств, информация такого рода полностью определяет объектный аспект нашего сознания: мы попадаем в один из астральных миров.
Характерной особенностью тантрической теории служит представление об иерархии миров, создающих целостный психофизиологический организм человека. Эти миры или планы относятся к различным слоям так называемых покровов Майи.* Всего упоминается пять покровов: покров пищи - АННАМАЙЯ КОША, покров жизни - ПРАНАМАЙЯ КОША, покров ума - МАНОМАЙЯ КОША, покров мудрости - ВИДЖНЯНАМАЙЯ КОША и покров блаженства - АНАНДАМАЙЯ КОША. Согласно постулату как наверху, так и внизу, указанные покровы представляют собой объективные уровни реальности и субъективные уровни восприятия этой реальности человеком (см. 66).
* Майя - иллюзия (досл. мастерство обмана). В зависимости от исходных философско-теоретических постулатов в это понятие вкладывается различное содержание. Можно сказать, например, что, будучи свидетелем покровов, человек, тем не менее, последовательно отождествляет себя с каждым из них, превращая его в иллюзорное (воображаемое) я. Для современного человека характерно отождествление себя с покровом ума.
В традиционной пост-тантрической (патриархатной) интерпретации учение о пяти покровах рассматривается прежде всего как космологическая теория, трактующая об уровнях проявления непроявленного духа, о последовательном огрублении духа в результате нисхождения его в материю (см., напр., 63; 79, 42-49). Развивая, утоньшая свое сознание человек оказывается