125). То есть, поскольку речь идет об эпической Санкхье, пять Вайю были выделены не в позднем средневековье, а уже приблизительно в первой половине первого тысячелетия до н.э.
Автор же, следуя законам своей логики, пишет, что со временем понятие прана приобретает все более универсальный смысл (стр. 69). Этот логический переход необходим ему для того, чтобы перенестись из эпических времен в 70-е года нашего века и представить достойным выразителем традиции В.С.Аверьянова (вульгаризировавшего йогическую проблематику сведением ее к психоэнергетической), добавив затем на стр. 70-71, что дальнейшее развитие подобных идей (аверьяновских, надо полагать - ?20) можно найти у В.М.Инюшина (зав. биофизической лаборатории Казахстанского государственного университета, г.Алма-Ата), - как видим, гораздо более респектабельного автора, нежели скандальный гуру. Инюшин же, приближаясь к предположению о существовании особого биоплазменного тела (стр. 71), обращается к идеям Н.И.Кобозева, который еще в 60-х годах пришел к заключению, что мозг - слишком высокоэнтропийная система, чтобы служить материальным субстратом процессов обработки информации и мышления: процессы эти не только безэнтропийны, но, напротив, негэнтропийны, обладают отрицательной энтропией. Кобозев указывает, что таким материальным субстратом может служить лишь устойчивый комплекс каких-то легких элементарных частиц наподобие нейтрино. Инюшин считает, что этот устойчивый комплекс элементарных частиц и есть биоплазма, материальный субстрат биополя; последнее выполняет, согласно Инюшину, прежде всего информационно-регулирующую функцию. (Замечу, что у меня не было возможности проверить эти сведения по источникам, и я не могу поручиться, что здесь все не переврано и не перекручено.) Автор называет гипотетический устойчивый комплекс элементарных частиц нейтринным телом. Сегодня, после открытия у нейтрино массы покоя, идея нейтринного тела представляется весьма перспективной. Но она не является логическим следствием исторического развития традиционных представлений о Пране, - она не имеет никакого отношения к индуистской культуре вообще и Кундалини-йоге в частности.
Действительная логика традиционных представлений о Пране была обратной: со временем понятие прана приобретало все более узкий смысл. В этом нетрудно убедиться, обратившись к тому же Смирнову, которого столь часто цитирует автор. Если первоначально говорилось, что Прана есть Брахмо, что эта вселенная есть Прана и т.п., то впоследствии единая Прана распадается на множество Пран, число которых со временем утрясается до пяти Вайю - ветров тела или приводящих его в движение жизненных сил. Именно в таком смысле и употребляется собирательный термин Прана в позднейших йогических источниках вплоть до конца XIX в. (затем, когда Восток начал осваивать Запад, ситуация изменилась): тема Праны занимает в них весьма скромное место и затрагивается исключительно в связи с описанием технических приемов Пранаямы - манипуляции ветрами тела с целью пробуждения Кундалини.
Даже если рассматривать Прану в теоретическом смысле, как некую силу, а не как специфическое ощущение, с которым мы можем иметь дело в практике Пранаямы, - то и в этом случае традиционная проблема Праны сводится, говоря языком современных представлений, к проблеме энергообеспечения психофизиологических функций, а не к проблеме материального субстрата психики - это, если угодно, проблема ПНЕВМЫ, а не ПРАНЫ. Смешивая две различные проблемы, автор в конце концов приходит к отождествлению всемирного океана Праны едва ли не с ноосферой (сферой разума) Тейяра де Шардена (см. стр. 74-75).
Свалив в одну бессмысленную кучу Прану, биоплазму, ноосферу, нейтринный газ и мировое санс-поле Аверьянова, автор пытается разрешить эту бессмыслицу при помощи еще большей бессмыслицы. Он вводит понятие шкалы уровней плотности материи: от сверхплотного субатомного вещества до информации простирается эта шкала (стр. 75). Но что значит материя, о плотности ЧЕГО идет речь? Возможно, о плотности объективной реальности, которая, следовательно, бывает более плотной и менее плотной? Пожалуй, все-таки, эта краеугольная идея неоматериализма, идея наделения философских категорий физическими свойствами, як то кажуть, трохи те?.
VI Глава насыщена все теми же бессвязными логическими переходами, ничем не обоснованными сравнениями, которые напрашиваются автору (и эта добрая душа просто не в силах им отказать), эксплуатацией авторитетов для проталкивания собственных идей, профанацией традиционных представлений, алогичными