не ухищрялся в словоупотреблении. Хрестоматийный тому пример являют нам комментируемые Тезисы. Пытаясь идти в ногу со временем, автор говорит не о высших и низших, а о верхних и нижних центрах, избегая открытого ценностного противопоставления их друг другу. Между тем содержание авторской аргументации свидетельствует о чисто формальном характере этих мероприятий; в основе ее лежит традиционное распределение ролей между желанным верхом и коварным низом (см. 1.4). Не удержавшись, автор прямо соотносит с нижними центрами поток низших энергий, который следует либо пропустить, либо отразить, но ни в коем случае с ним не связываться, - чтобы не утонуть. Возможно, автор считает, что с потоком высших энергий также не следует связываться; однако для таких выводов текст Тезисов никаких оснований не дает.
4.4.11. Принимая пространственно-иерархическую картину мира и основанную на ней методологию работы с центрами, человек оказывается в двусмысленном положении. С одной стороны, логика здравого смысла, казалось бы, требует гармонизации системы центров; с другой, - о какой гармонизации может идти речь, если одни центры хуже (менее духовны и т.д.), а другие лучше (более духовны и т.д.)? Эта двусмысленность разрешается в пресловутом разрыве между теорией и практикой. Теоретически провозглашается идея гармонизации; на практике же превозносятся достоинства только верхних центров, а о нижних говорится, что работать с ними ОПАСНО. Однако аргументация, спекулирующая на опасностях работы с нижними центрами, с необходимостью вынуждена оставлять в тени другой немаловажный факт: НА ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ ВООБЩЕ НЕТ НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО НЕ БЫЛО БЫ СОПРЯЖЕНО С РИСКОМ. Духовное развитие требует полной самоотдачи, но при этом ничего не гарантирует. Оно требует, чтобы вы посвятили ему всю свою жизнь без остатка, и в то же время не гарантирует, что вы в конце концов не обнаружите себя у разбитого корыта. Как говорил дон Хуан, воин обязан знать об этом, но воин также обязан верить, что он на верном пути, - без этой веры он не имеет ничего.
4.4.12. Следует отдавать себе полный отчет, что работать с верхними центрами не менее опасно, чем с нижними, - а в житейском смысле даже гораздо более опасно. Если неудача в работе с нижними центрами приводит к тому, что человек оставляет путь духовного развития, переходя в иной слой социального функционирования, однако оставаясь при этом хотя и приземленной, но вполне нормальной личностью, то неудача при работе с верхними центрами ведет ко всякого рода ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ, - в том числе связанными с различной степенью деградации личности вплоть до полного ее выпадения из структуры социума. Опасность в себе таит даже успешная работа с верхними центрами, поскольку она, равно как и успешная работа с нижними центрами, чревата ПРЕЛЕСТЬЮ, то есть самоцельной погоней за кайфом. Древние же предупреждали, что погоня за верхними прелестями более опасна, чем погоня за нижними прелестями. Восточная мудрость гласит, что от смерти к смерти идет тот, кто наслаждается Неведением; но еще печальнее участь того, кто наслаждается Знанием. Опять же, успешная работа с верхними центрами при отказе от работы с нижними неизбежно связана с подавлением нижней проблематики; подавляя же естественные реакции нижних центров, человек утрачивает способность реагировать на вызовы жизни естественным образом, отдавая кесарю, только кесарево и отдавая это кесарево только кесарю. Иными словами, практика подавления (искажения) функции нижних центров чревата формированием НЕВРОТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ, в свою очередь искажающих (угнетающих) функцию верхних центров. Примером такого искажения может служить проявляемая многими высокоморальными людьми (агнцами) едва ли не патологическая неспособность к состраданию по отношению к людям аморальным (похотливым алкоголикам). Подобная нетерпимость обусловлена именно подавленной, но скрыто гложущей агнцов завистью к похотливым алкоголикам, - ибо запретный плод сладок; и когда высокоморальный человек толкует о спящем вулкане страстей и возможности утонуть в потоке низших энергий, он действительно знает о чем говорит. Те, кто оставляют нижние центры не проработанными, цепляются за верхние, подобно утопающим, цепляющимся за соломинку. Но для того, чтобы плавать, нужно плавать.
4.4.13. Бескультурье на уровне нижних центров проявляется в двух по видимости противоположных формах: в форме гиперфункции и в форме подавления. Однако как бунт снизу, так и диктатура сверху - это явления одного порядка; и в первом, и во втором случае мы