на фоне современной нам научной психологии такая мифологизированная психология обладает определенными преимуществами: в отличие от психологии как науки, этот миф обращен к человеку.
Академическая психология - это отчужденная психология, отвлеченная и самодостаточная наука для науки (в лучшем случае - для производства), наука искушенная в знании о ком-то постороннем, а не о том переживающем человеке, которым есть каждый из нас. В ней отсутствует экзистенциальная, то есть значимая для НАШЕГО существования проблематика; огромный материал, накопленный научной описательной и объяснительной психологией ничего не говорит о проблемах того внутреннего мира, с которым МЫ имеем дело в своем непосредственном повседневном опыте, не дает нам никаких ориентиров, не открывает никаких ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ дальнейшего внутреннего роста.
Все это есть в той фантастической, мифологизированной психологии, с которой мы сталкиваемся в оккультной и йогической литературе. И поэтому люди обращаются к ней, несмотря на всю ее, казалось бы, очевидную научную несостоятельность. И поэтому их мир оказывается разорванным на воображаемый (в котором они пытаются жить) и воспринимаемый (в котором им приходится жить). И поэтому, как нам представляется, задача состоит в том, чтобы демифологизировать эзотерическую психологию, сохранив ее экзистенциальный стержень.
Далее мы пробуем рассмотреть учение о пяти покровах, исходя из фундаментального постулата тантризма о душе, паразитирующей на дереве тела, а также попытавшись увязать его с другим фундаментальным постулатом - как наверху, так и внизу. Для этого нам придется поставить учение о покровах Майи с головы на ноги.
* * * * * Итак, внизу, то есть на уровне индивидуальном (микрокосм), покровы Майи даны нам в форме различных уровней восприятия. А вверху, то есть на всеобщем уровне (макрокосм) они существуют в виде различных волновых диапазонов, надстроившихся в процессе эволюции над диапазоном описанных выше полей жизни, которые обеспечивают воссоздание биологических структур и поддержание их целостности.
Эволюция покровов при таком подходе рассматривается как идущая от грубого к тонкому, причем макрокосм ограничивается исключительно физическим планом, Аннамайя Кошей. Остальные покровы представляют собой идеальное отражение в индивидуальном сознании (рассматриваемом как микрокосм) различных тонкоматериальных (полевых) процессов, порождаемых человеческим организмом, в том числе его мозгом, - и взаимодействующих на уровне всеобщего поля (рассматриваемого как макрокосм) с аналогичными процессами, порождаемыми другими организмами. При этом каждому из уровней объективного восприятия соответствует какой-то уровень объективной реальности - один из частотных диапазонов всеобщего поля, последовательно возникающих в ходе эволюции. Микрокосм (человек) и макрокосм (вселенная) как бы воспроизводят друг друга.
Материальным субстратом сознания при таком подходе оказываются не нейрогормональные процессы мозга, а особый материальный процесс, который имеет природу поля* и представляет собой функцию целостного организма, - в том числе его мозга.
* Непрерывность того, что мы называем сознанием, также непрямо свидетельствует о полевой природе его материального субстрата.
Более того, на полевом уровне индивидуальность организма в значительной степени снята, и он включен во всеобщие процессы породившей его полевой среды. Обладая видимостью индивидуальности, покровы Майи скрывают от нас нашу всеобщую природу и поэтому называются покровами Майи. Говорится, что задача Йоги состоит в высвобождении нашей природы из-под покровов индивидуального сознания (фаза так называемой реализации или восхождения к Свету) и превращении покровов Майи в послушные проводники скрываемых ими всеобщих процессов (фаза так называемой трансмутации или нисхождения Света - см. 63).
Таким образом, представляя собой единство внутреннего и внешнего, различные покровы Майи отражают не только структурные уровни организации системы организм-среда, но и исторические этапы ее эволюции, приведшей к возникновению человека и ведущий за его пределы.
* * * * * В разделах оккультной и йогической литературы, посвященных теме покровов, планов и плоскостей реальности, царит, можно сказать, традиционная теоретическая неразбериха. Не заблудиться в этом лесу противоречивых мнений можно лишь ориентируясь на личный опыт. Далее будет предпринята попытка более подробного анализа каждого из покровов и их составляющих, основанная на опыте непосредственного восприятия анализируемых