управлять ею. Управлять же силой можно лишь ощутив ее. По мере развития своей способности к внутренним ощущениям, человек узнает, что такое Чакры, и приобщается к скрытым в них силам. Таким образом, Чакры - это в большей степени психологические, нежели физиологические феномены.
Нет ничего сверхъестественного, - пишет Вивекананда, - но существуют явления грубые и явления тонкие; тонкие есть причины, грубые - следствия. Грубые могут быть легко обнаружены чувствами, тонкие нет (17). Очевидно, что ни внешний, ни внутренний мир не исчерпывается той его частью, которая дана нам в ощущениях. Ведь ощущение - это превращение энергии раздражителя в факт сознания. Между тем материальные системы обладают определенной степенью пластичности, то есть способности принимать вещество и энергию и отдавать их. Если воздействующая система не может произвести в подвергающейся воздействию системе никаких изменений, никакое отражение невозможно. Отражение может иметь место лишь на определенном уровне воздействия, то есть при соответствии силы воздействия пластическим возможностям отражающей системы.
Так, сунув руку в огонь и познав, что он горяч, мы произвели в свое время опыт, приоткрывший нам одну из тайн внешнего мира. Но чем более тонким будет производимый нами внешний опыт, тем более дорогую и громоздкую штуку нужно будет для него построить. Точно так же, чем более тонким будет проводимый нами внутренний опыт, тем большая для него потребуется работа над собой. Йогическая практика повышает нашу восприимчивость, постепенно раскрывая для нас мир (точнее, миры) восприятий более тонких, чем те, с которыми мы привыкли иметь дело.
7. - Однако в этой жизни мы чаще сталкиваемся не с тонкими восприятиями, а с шарлатанами, которые своими сомнительными сочинениями о тонких восприятиях залазят в карман честной публике. Да и к чему нам эти восприятия? - Так звучит вопрос седьмой, усталый.
Шарлатаны действительно были всегда; но еще раньше были две рыбы, и одна говорила другой: Вы слышали? Говорят кто-то вылез на берег и ползает по илу. На что та отвечала: Во-первых, никакая честная рыба на это неспособна; а во-вторых, к чему это? Через соответствующее число миллионов лет у потомков рыбы, неизвестно чего ползавшей по илу, лапы начали обрастать перьями и они уже пробовали летать, а родичи двух первых так и остались рыбами.
Сегодня мы, подобно этим двум рыбам, не в состоянии представить значение и последствия йогических опытов, ведь у Него один день как тысяча лет, а тысяча лет, как один день. Это, словами Бэкона, не плодоносные опыты, с помощью которых достигается сиюминутная польза; это опыты светоносные, обгоняющие практику. Они могут казаться бесполезными даже зорким людям, но это бесполезность света, озаряющего мир.
зима 1982-83 Приложение V АНТИ-РИГИН Рецензия на рукопись книги Александра Ригина Путь тела: опыт материалистической интерпретации Кундалини-йоги I Н асколько можно судить из библиографии, приступая к рассмотрению физических аналогов тантрических представлений о космогенезе и духовном развитии человека, автор изучил лишь одну сторону медали, физико-космологическую; философско-психологический аспект проблемы не вошел в сферу его интересов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Остается лишь надеяться, что в будущем автор проработает эту область человеческих знаний с той же обстоятельностью, с какой он проработал современные физические концепции.
А в настоящее время, поскольку начало работы - ее лицо, первую главу для пользы дела желательно ликвидировать. Разумеется, полностью очистить текст от сформулированных в ней идей не получится, - идеи эти проходят красной нитью через последующие главы; но далее они представлены, по крайней мере, не все сразу, разбавлены интересным материалом и не оставляют того тягостного чувства безнадежности, которое возникает после прочтения первой главы.
Я укажу здесь только на ложность исходной посылки, которая лежит в основе неоматериалистических спекуляций автора, полагающего, что фундаментальный уровень материи составляют кванты сознания. Речь идет об отождествлении Атмана с квантом пространства-времени (геоном), а последнего - с квантом сознания.
Брахман и Атман - это философские категории для обозначения субстанционального единства целого и части. Брахман, субстанциональная основа целого (например, мира), и Атман, субстанциональная основа части (например, человека), едины; причем Атман - субстанциональная основа любой части целого, сколь бы различными эти части ни казались. Возникает вопрос: