до тех пор не стать ей самой благодатью, - но она может быть в благодати... Именно надо сначала быть в благодати, чтобы потом стать самой благодатью. Высшее действие благодати - привести к тому, что она есть сама! (там же, 137-138).
Окончательно сливаясь со зримым, зрящий исчезает, входит в ничто, во всепорождающее космическое влагалище, в Нирвану, тождественную Сансаре.* Это ничто есть все покровы Майи, не замаскированные более под я, но ставшие им. Откажись от Пуруши в себе и стань Пракрити, - призывают нас Тантры. - Тем самым ты обретешь единое тело и займешь место в вечности (цит. по 80).
* См. 23; сравн.: Непосредственно воспринимаемое чистое бытие лишено какой бы то ни было определенности и постольку есть ничто (не небытие, а именно ничто, пустота содержания)... Истиной этого непосредственного единства бытия и ничто, их исчезновения друг в друге есть становление (82, 210).
* * * * * Итак, мы попытались демифологизировать классическую пространственную модель внутреннего мира - учение о покровах, последовательно скрывающих под собой действительного свидетеля покровов. Рассмотрев эти древние представления в свете современных знаний об этажах нашей психики мы пришли к выводу, что различные покровы могут быть соотнесены с различными уровнями восприятия внешнего и внутреннего мира. При этом на внешний мир отводится один покров, а на внутренний - три покрова; пятый покров относится как к внешнему, так и к внутреннему: 1) АННАМАЙЯ - отражение внешних объектов: восприятие внешних ощущений;
2) ПРАНАМАЙЯ - отражение внутренних состояний организма (соматика и вегетатика): восприятие внутренних ощущений;
3) МАНОМАЙЯ - отражение сознаваемых психических явлений и процессов: восприятие переживаний, которые включают в себя эмоциональную и интеллектуальную составляющие;
4) ВИДЖНЯНАМАЙЯ - отражение результатов синтеза информации о внешней и внутренней среде организма в надсознательной сфере программирования, - в том числе воля, память и интуиция.
5) АНАНДАМАЙЯ - отражение результатов революционного расширения самосознания: уровень надличностного восприятия, охватывающего все покровы.
Взаимное соотношение покровов, планов, тел и их психофизических соответствий представлено на сводной таблице (см. Приложение I).
Уточним, что если термин покровы применяется для обозначения качественно различных уровней восприятия, то термин тела или оболочки - для обозначения качественно различных объектов восприятия в границах покровов. Поскольку человек живет, как правило, автоматически, и не обладает устойчивым восприятием соответствующих телам функций, некоторые традиции утверждают, что эти тела (эфирное, энергетическое, витальное, ментальное, каузальное, буддхическое и нирваническое) не даны человеку изначально, и что ему необходимо их СОЗДАВАТЬ.* * Человек представляет собой в полном смысле этого слова миниатюрную вселенную... Но провести полную параллель между человеком и миром можно только в том случае, если мы возьмем человека в полном смысле слова, то есть такого человека, у которого развиты все присущие ему силы. Неразвитый человек, который не завершил курс своей эволюции, не может считаться полной картиной вселенной - он являет собой образ незаконченного мира (см. 70).
Что касается космических планов, к которым якобы принадлежат эти тела, то согласно постулату как наверху, так и внизу мы предположили, что планы представляют собой волновые диапазоны всеобщего поля, существующие исключительно на физическом плане.
Всеобщее поле возникает и развивается параллельно с эволюцией органического мира, так что различные его диапазоны как бы фиксируют различные этапы этой эволюции. В то же время оно первично по отношению к каждому отдельному организму, оказывая на него непосредственное формирующее воздействие ВО ВСЕХ ДИАПАЗОНАХ.
Возникло ли указанное поле в процессе эволюции органической жизни на Земле или сама эта эволюция была обусловлена погруженностью нашей планеты в космические поля, создаваемые эволюционирующей органической жизнью во всех уголках вселенной, - поля жизни, поля разума и поля супраментальные? Очевидно, время ответа на этот вопрос еще не наступило. Мы, во всяком случае, не выходим в своем рассмотрении за рамки геоцентрической модели.
Как бы там ни было, с полевой точки зрения все живые существа, в том числе люди, представляют собой сложнейшие приемно-передающие устройства, обладающие различной степенью чувствительности и настроенные на различное число диапазонов частотного спектра. На индивидуальном уровне такая