включенность во всеобщие полевые процессы выражается в форме различных психических и физиологических функций.
Имеется ли действительно какая-то необходимость в гипотезе о всеобщем поле, или эта гипотеза служит не более чем данью традиционному как наверху, так и внизу? В главе, посвященной теориям биологического поля, уже указывалось, что существует ряд проблем теоретической биологии, требующих для своего разрешения введения понятия поля. Кроме того, имеются некоторые необычные и достаточно распространенные факты житейского опыта, которые могут быть удовлетворительно растолкованы лишь при помощи полевых категорий.
Речь идет прежде всего о случаях так называемых дистантных межличностных взаимодействий с близкими людьми. Эти взаимодействия происходят на уровнях Пранамайи и Маномайи и проявляются, как правило, в экстремальных для индуктора ситуациях. Наиболее распространенными ситуациями такого рода служат любовь и смерть.
Результаты экспериментов по передаче мысли на расстояние и лечению наложением рук также не могут быть объяснены иначе. Здесь говорится именно об этой парапсихологической тематике, поскольку я лично принимал участие в подобных опытах и не могу отнести наблюдавшиеся феномены ни за счет самовнушения, ни за счет надувательства. Разделяя свойственное многим людям скептическое отношение к рассказам о чужих чудесах, я нахожу возможным ссылаться лишь на те чудеса с которыми сам имел дело.
Поэтому здесь будет упомянут еще один класс труднообъяснимых явлений, на этот раз связанных с уровнем Виджнянамайи, точнее с каузальным планом. Имеются в виду психиатрически безупречные хронические стечения обстоятельств, совпадения, синхронии и т.п. Объем работы не позволяет привести достаточное количество соответствующих примеров, - единичные же примеры не отражают специфики данного феномена. Поэтому нам придется ограничится кратким обобщением выносимого за скобки фактического материала.
Подозрительные совпадения и случайности могут быть разделены на беспорядочные (так называемые знаки) и упорядоченные (так называемые магические воронки).
Насколько я могу судить по личным наблюдениям, знаки служат прежде всего своеобразным индикатором тонуса ситуации или межличностного взаимодействия. Собственно знаком при этом оказывается частота беспорядочных совпадений (принцип индикации, напоминающий работу счетчиков Гейгера).
С другой стороны, единичный знак нередко становится толчком к осознанию результатов надсознательного синтеза информации о каком-то предстоящем событии; в этом случае знак может расцениваться как хороший или плохой. Однако следует особо подчеркнуть, что для почитаемых знаками случайностей и совпадений характерна именно индифферентность к происходящему: их появление непосредственно не влияет на основной ход событий, индикаторами которого они являются.
В отличие от знаков, магическими воронками называются последовательно выстраивающиеся цепи случайностей и совпадений, которые оказывают непосредственное воздействие на основной ход событий. Чаще всего воронки образуются в случае, когда человек делает себя инструментом какой-то социально-значимой деятельности, цели которой выходят за рамки его личных интересов, требуя при этом активного проявления его личной инициативы. Эффект воронки значительно усиливается, если в данный процесс вовлечено еще несколько людей-инструментов, преодолевших (непроизвольно или в результате йогической практики) жесткие рамки личностного самосознания.
Итак, теория, эксперимент и житейский опыт предполагают наличие некоторой особой, обычно не сознаваемой связи между живыми существами, - связи, радиус действия которой превосходит радиус действия привычных нам пяти органов чувств. С точки зрения современного развития научных знаний эти факты могут получить объяснение лишь на основе категории поля, связывающего наши внутренние миры и судьбы воедино.
Существует, однако, известный эмоциональный барьер, благодаря которому многие из нас предпочитают скорее отказаться от анализа подобных фактов вообще (поскорее забыть о них), нежели принять такое, казалось бы, лежащее на поверхности объяснение. Этим эмоциональным барьером служит ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ.
Человек привык рассматривать свой внутренний мир как свою частную собственность: это его строго охраняемая территория вселенной, на которую другие попадают лишь по его милости; это его суверенные владения, где он царь и бог, - и где он в случае чего может спрятаться и отогреться. Здесь вам не проходной двор! Несмотря на то, что человек не знает,