кто он, равно как не видит истоков своего внутреннего мира, он говорит: Мое - не ваше. Он говорит об этом как о чем-то само собой разумеющемся и почитает нормой свою оторванность, свою отчужденность от остального мира и других людей. Но эта въевшейся в обыденное сознание эгоцентрическая установка, столь характерная для индивидуалистического буржуазного мировосприятия, - отнюдь не единственно возможная.
Я часть всего, что видел, - пишет Теннисон. Причем изоляционистская модель отношений человека с миром отвергается не только поэтами. На ее принципиальную несостоятельность указывают разработки в области общей теории систем.
Целостные характеристики и собственное поведение можно приписывать объекту лишь в рамках внешнего, феноменологического описания. При более строгом сущностном подходе так называемые собственные характеристики объекта обнаруживают гораздо более сложную природу, выступая как синтетический результат отношения между объектом и средой, как структурные свойства этого отношения (41, 50).
Несостоятельность изоляционной установки вскрыл в своих ранних философско-антропологических исследованиях Маркс (см. 42), определивший впоследствии сущность человека как совокупность общественных отношений. Ее несостоятельность вскрывает современная психология, обнаруживая существование социально обусловленных неосознаваемых сфер программирования человеческого поведения (см. 39; 81). Ее несостоятельность вскрывают нейрофизиологи, исследующие механизмы мозговой деятельности.
Так, Х.Дельгадо указывает, что наши психические функции формируются на основании множества элементов (слов, концепций, сведений, типовых реакций и т.д.), поступающих в организм в виде сенсорной информации из внешней социально-культурной среды, более того, - непрерывный приток информации и ощущений извне является необходимым условием существования этих психических функций (см. 25, 225-247). Дельгадо указывает также, что разоблачение несостоятельности изоляционистских тенденций, свойственных личностному самосознанию, имеет определяющее значение в деле социализации индивида.
Более ясное представление о нашей постоянной зависимости от окружающей среды и общества повысит наш интерес к раскрытию и исследованию факторов, причин и механизмов этой зависимости. Само осознание того, что элементы, формирующие нашу личность и поступающие извне, имеют такое огромное значение, поможет установить более прочные интеллектуальные и эмоциональные связи с источником культуры и усилит в нас стремление укреплять окружающее - этого поставщика строительного материала для создания нашей личности. Сплоченность людей станет теснее, если они поймут, что именно коллектив закладывает фундамент индивидуума, что судьба каждого создана судьбой всего коллектива и в значительной степени зависит от него (25, 233).
14. АСТРАЛЬНЫЕ МИРЫ И КАРТА СОЗНАНИЯ Р ассматривая иерархию миров, мы ни словом не обмолвились об астральных мирах, о которых так много говорилось вначале.
Как мы увидим далее, для этого были некоторые основания; и все же, какое место среди перечисленных покровов и связанных с ними миров занимают так называемые астральные миры? Попробуем сперва выяснить традиционное применение термина астральный. Анализ оккультной литературы показывает, что представители разных школ вкладывали в это понятие разное содержание.
Так, Парацельс, а вслед за ним и другие представители школы северного посвящения называли начало, управляющее вегетативными функциями организма, АСТРАЛЬНЫМ ТЕЛОМ, полагая, что оно состоит из межпланетного или астрального (звездного) вещества (см. 75), благодаря чему подвержено влиянию звезд. Папюс говорит, что астральное тело - это животная душа, посредник между телом и духом. А.В.Трояновский в предисловии к книге Лидбитера Астральный план отмечает, что оживление существ составляет лишь одну из функций астрала, добавляя, что при образовании существ материальное, тело формируется по астральному клише (37, 3-4). Гендель, напротив, полагает, что в течение внутриутробного периода развития плотное тело строится по матрице эфирного тела (цит. по 45, 245). Систематизируя материал, связанный с данной темой, Рамачарака приходит к выводу, что эфирное и астральное тело - это одно и то же, однако предпочитает пользоваться последним термином: Астральное тело есть оригинал, по которому строится физическое тело (58, 7-8).
Представители теософической школы южного посвящения рассматривали в качестве организующего фактора физического тела (79, 8) именно эфирное, а не астральное тело.