своей фронтальной активности (см. 63).
При рассмотрении актерской группы этого театра, особое внимание следует уделить областям, пограничным с Маномайей; назовем их зонами потребностей. Так, между Пранамайей и Маномайей лежит зона индивидуально-органических (пища, самосохранение) и видовых (сексуальных и родительских) потребностей, а между Маномайей и Виджнянамайей - социальных (коммуникативных и иерархических) и идеальных (потребностей в познании и творчестве, - в том числе потребность в эволюционном развитии). Именно в зонах потребностей обитает, говоря словами Шекспира, то божество, что придает форму нашим намерениям, обтесывая их сообразно своим желаниям.
Обладая известной независимостью от сферы переживаемых психических явлений и сознательного целеполагания, - более того, определяя характер протекающих здесь процессов, зоны потребностей представляют собой основные источники самостоятельных сущностей, проецирующихся на астральной сцене. Для тех, кто имеет уши не лишним будет в этой связи процитировать следующее высказывание Маркса: Никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей... Рассмотрим теперь как визуализируемые области соотносятся с различными Чакрами.
Пауэлл пишет, что помимо других своих функций Чакры служат точками соединения сил, переходящих из одной оболочки в другую (см. 52). Иными словами, растяжка уровней восприятия и связанных с ними космических планов существует не только между центрами (чем выше Чакра, тем более возвышенный уровень), но и в рамках каждого центра. Каждый центр представляет собой точку подключения ко к всем планам, то есть может работать во всех диапазонах всеобщего поля. Поэтому из одного и того же плана может поступать информация различного характера, в зависимости от того, через какой центр он идет.
Однако Чакры размазаны по уровням восприятия неравномерно: можно говорить о слабых, хороших и прочных контактах тех или иных центров с теми или иными планами. Соответственно и в астральных мирах, визуализируемых в разных Чакрах, преобладающими являются проекции разных планов.
Приводимая ниже графическая модель представляет собой своеобразную карту внутренних пространств, координационную сетку для 72 возможных областей восприятия и визуализации, соотносящихся с различными Чакрами, которые представлены на физическом плане различными сегментами тела. Горизонтальные ряды соответствуют планам, а вертикальные столбцы - центрам. Восьмая Чакра в данной таблице соответствует центру, который переживается над головой (Сахасрадала Чакра, по Шри Ауробиндо).
Чистые квадраты обозначают зоны слабого контакта, а квадраты с пересекающимися диагоналями - зоны преобладающего контакта. Волнистая линия обозначает путь прохождения Кундалини сквозь внутренние пространства, а темные ромбы - так называемые Грантхи или узлы, которые завязываются на ее пути.
Чакры традиционно разбиваются на пары с родственными свойствами, соответствующими различным этапам продвижения Кундалини, творящей миры (вверху) и психофизиологический организм человека (внизу). Грантхи отмечают качественные переходы между этими этапами, узлы, в которых результаты того или иного этапа представлены в органичном и связном виде, целостно выражающем и отчасти превосходящем достигнутый уровень. Говорится, что в Грантхах власть Майи особенно сильна (см. 2). Достигнув Грантхи, Кундалини стремится свернуться кольцом и заснуть; происходит взрыв воображения, в результате которого йогин нередко теряет нить восприятия того, что есть (см. 35).
В масштабе восхождения Махакундалини, то есть всеобщей эволюции (усложнения организации) материальных систем (см. 4) и соответствующих форм отражательной способности (сознания), указанные в таблице Грантхи представляют собой камни эволюционного преткновения для минералов, растений, животных, людей и йогинов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С емя, чтобы дать жизнь новому побегу и новому плоду, должно умереть, - изречение, хорошо известное оккультной традиции. Вот только никто не хочет умирать.
Толчком к написанию этой работы послужило знакомство с материалами книги Дж. Мишлава Корни сознания, посвященными теме Чакр. Я был удивлен, обнаружив, что на Западе проблемы, связанные с данным предметом, осознаются и решаются в настоящее время на уровне конца XIX века. По-видимому, столь неутешительное положение дел обусловлено тем, что Запад скован живой оккультной традицией. Мы находимся в более выгодном положении. Традиция, питая нас соками зрелого плода былых достижений, больше