В этой области также имеются серьезные
исследования, выполненные на основе научной методологии (И. С.
Лисевич, В. В. Рубцов, В. И. Авинский). Однако решающих доказательств
того, что представители других цивилизаций в прошлые исторические
эпохи посещали нашу планету, также нет. А вот попыток трактовать в
плане подобных доказательств старинные мифы и предания более чем
достаточно.
Отличительная особенность мифа - размытый характер, неопределенность
его информационного поля. Именно эту особенность используют авторы
всех гипотез о палеовизите. Настораживает уже тот факт, что
практически все такие 'события' относятся к той исторической эпохе,
когда мифотворчество служило основой восприятия реальности, включая
космос.
Выберем для критического разбора гипотезу о палеовизите, которая
сконструирована специально для этой цели автором данной работы.
Рассмотрим рассказ о
пребывании Одиссея у царя феаков Алкиноя на острове Схерия
('Одиссея', песни 6, 7, 8). Гомер описывает технические изобретения,
которыми владеют феаки: человекоподобные автоматы, освещающие царский
дворец; стерегущие его искусственные не знающие сна собаки; станки, с
помощью которых вырабатывают особо плотные ткани; фитотроны с
искусственным климатом, приносящие плоды круглый год; и самое,
пожалуй, удивительное - быстроходные корабли, снабженные автопилотом,
программным управлением от биотоков мозга и защищенные от бурь
(терминология, разумеется, современная). Обращает на себя внимание
также тот факт, что ни в какой другой части знаменитой поэмы не
содержится такого набора совершенно удивительных техницизмов. Все эти
дары феаки получили от 'небожителей', которые в былые времена
появлялись в гостях у феаков. Остается поставить знак равенства между
этими небожителями и космическими пришельцами - и 'гипотеза' готова.
И притом 'гипотеза' .эта отличается от многих других, построенных по
той же схеме, в лучшую сторону: ее можно проверить, проводя
археологические раскопки на острове Схерия (предполагают, что это
современная Керкира в Ионическом архипелаге). Но до тех пор пока
археологи не скажут своего слова, эта гипотеза будет оставаться не
более доказательной и верифицированной, чем другие подобные ей версии
палеоконтакта. В этом состоит своеобразный 'принцип Шлимана':
единственный способ перейти от мифа к научному факту состоит в опоре
на научные методы, в данном случае на археологию.
Между прочим, на примере Шлимана, который, как считается, раскопал
Трою, хорошо видна разница между мифом и научной гипотезой. Если
отбросить неизбежный в этом случае пиетет, то в основе 'Илиады'
лежит, в сущности, несложный событийный ряд: большое количество
крайне вспыльчивых, но не очень рассудительных мужчин дали втянуть
себя в пустячную ссору трех высокопоставленных женщин, в результате
чего началась многолетняя кровопролитная война, которая закончилась
тем, что была захвачена и сожжена Троя. Именно эту завершающую часть
мифа Шлиман положил, в основу своей гипотезы, которую и подтвердил,
произведя раскопки приблизительно на том месте, где, п§
положениям, была Троя. Фактически Шлиман обнаружил на холме Гиссарлык
остатки последовательно существовавших поселений, часть которых
погибла при пожарах. Шлиман раскопал их, и в результате возник новый,
миф: он доказал, что в основе 'Илиады' лежат подлинные события.
МИФЫ КОСМИЧЕСКОГО ВСЕЕДИНСТВА
Идея космического всеединства - глубоких внутренних связей,
объединяющих всех людей Земли, ее природный мир и даже Универсум в
целом, - далеко не нова. Ее разрабатывали представители 'русского
космизма'. Взаимные связи цивилизации и окружающей среды
исследовались В. И. Вернадским. Почти в наши дни идеи
суперэкуменистического и космического всеединства развивал
оригинальный и глубокий мыслитель Даниил Андреев - сын русского
писателя Леонида Андреева, создавший в сталинских застенках весьма
необычное произведение 'Роза мира' - философский,
религиозно-этический, художественный и метаисторический трактат.
В чисто естественнонаучном плане существование многочисленных связей
между процессами в биосфере и космическими явлениями признано
современной наукой. Пионером