авторов. Интересно, что даже в рамках
такого подхода ученым средневековья удавались глубокие философские и
мировоззренческие обобщения.
Суть средневекового метода познания - в апологии Логоса: истину
следовало искать в священном Писании, творениях отцов церкви и
перипатетике, приспособленной к этим трудам.
По сравнению с античностью космос средневековья обладал одной общей
особенностью - крайним пессимизмом взгляда на жизнь,
эсхатологическими настроениями, постоянным ожиданием конца света. Эта
духовная атмосфера апокалипсиса особенно сгустилась в
предреформационную эпоху. 'Призыв memento mori (помни о смерти), -
писал об этой эпохе голландский историк и. Хейзинга, - пронизывал все
ее существование'. Зримым образом скорого конца мира служили гравюры
Дюрера 'Меланхолия' и 'Четверо всадников'.
В XIV в., когда средневековое общество начало испытывать кризисные
явления, против томизма выступили представители поздней схоластики и
номиналисты, учение которых Маркс называл первым выражением
материализма в средние века. Самым заметным среди них был Оккам,
который отстаивал неограниченные возможности человеческого разума в
познании земных явлений, одновременно утверждая непостижимость бога.
Инструментом познания мира вещей, по Оккаму, является формальная
логика (именно ему принадлежит известный логический принцип 'бритвы
Оккама'). Говоря о боге, Оккам считал, что он раскрывает себя через
Писание, толкованием которого занимается церковь.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Несомненно, вершиной средневековой космогонии стал образ мира,
созданный поэтическим воображением Данте в 'Божественной комедии'.
Если по своей изобразительной схеме космос Данте еще целиком
соответствует представлениям, которые сложились в средние века, то по
гуманистической направленности, по оценке ' роли и места в космосе
человека поэма обращена уже к следующей исторической эпохе - эпохе
Возрождения. Подлинным гимном познания звучат слова, которые поэт
вложил в уста Одиссея:
Тот малый срок, пока еще не спят Земные чувства, их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны, Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир
безлюдный! Подумайте о том, чьи вы сыны: Вы созданы не для животной
доли, Но к доблести я славе рождены.
Социальной основой Возрождения - этого революционного переворота -
было быстрое развитие буржуазного общества в недрах абсолютистских
европейских монархий. Зарождавшийся новый общественный строй требовал
переосмысления роли человека в мире, который в средние века
представлялся статичным, а теперь приходил в движение. Сам человек,
еще недавно воспринимавший себя как игрушку в руках борющихся сил
. небесных и демонических и пытавшийся предугадать
собственную судьбу в движениях небесных светил, вдруг почувствовал
себя хозяином жизни, ощутил собственную самоценность. Эта вера в
почти безграничные возможности человеческой мысли, во всепобеждающую
силу разума провела пограничную черту, отделяющую Возрождение от
эпохи средних веков.
Антропоцентризм - наиболее характерная особенность культуры
Возрождения. Идеи гуманизма проповедовал Эразм Роттердамский,
утверждавший, что мера всех вещей - человек. Однако наиболее
значительную
роль в изменении представлений о месте человека в
системе мироздания сыграло учение зачинателя
тантского движения Лютера. Вера, которая в его знаменитых
Виттенбергских тезисах противопоставлялась авторитету, приобретала
сходство с критическим и ищущим разумом, который в конечном счете
оказывался противоположностью самой вере. Это дало Энгельсу основание
сказать, что тезисы Лютера 'оказали воспламеняющее действие,
'подобное удару молнии в бочку пороха' *.
Гуманизм становится определяющей приметой Возрождения. Однако судьба
титанов этой эпохи - Данте, Леонардо, Микеланджело, Бруно - трагична:
новое рождалось в жестокой борьбе со старым, уходящим миром. Впрочем,
так было во все времена. В античную эпоху Сократ был приговорен к
смерти, Аристотель вынужден был покинуть Афины и, по слухам,
отравился, Гипатию растерзала толпа фанатиков-христиан. На рубеже
нового времени взошли на костер Бруно и Сервет, Галилей был
приговорен к пожизненному заточению, Декарт и Ньютон не решились при
жизни опубликовать