ограничение, запрет, может иметь не общий, а более конкретный,
индивидуальный адрес, быть обращен к отдельному зверю, обитающему в данной
местности. В этом случае между заклинателем и зверем устанавливается некий
контакт, понимание, система определенных отношений.
Но разве тысячи владельцев собак и кошек не находятся в таком каждодневном
словесном общении со своими животными? И те отлично понимают слова,
обращенные к ним, команды и даже просьбы. Есть ли основания считать
животных, вынужденных жить в трудных условиях выживания, глупее выросших в
четырех стенах?
Исследователь, естествоиспытатель В. К. Арсеньев вместе с местным
охотником-гольдом Дерсу Узала пробирается по Уссурийской тайге. В какой-то
момент его спутник догадывается, что сзади за ними крадется тигр.
Оказывается, Дерсу знает этого тигра и определяет по следу, что это - Амба.
Так, во всяком случае, называет его он.
"Не успели мы сделать и двухсот шагов, - продолжает Арсеньев, - как снова
наткнулись на следы тигра. Страшный зверь опять шел за нами и опять, как и
в первый раз, уклонился от встречи. Дерсу остановился и, оборотившись лицом
в ту сторону, куда скрылся тигр, закричал громким голосом, в котором я
заметил нотки негодования:
- Что ходишь сзади? Что нужно тебе, Амба? Что ты хочешь? Наша дорога ходи,
тебе мешай нету. Как твоя ходи сзади? Неужели в тайге места мало?
В таком возбужденном состоянии я его никогда не видывал. В глазах Дерсу
была глубокая вера в то, что тигр Амба слышит и понимает его слова. Он был
уверен, что тигр или примет вызов, или оставит нас в покое и уйдет в другое
место. Подождав минут пять, старик облегченно вздохнул, затем закурил
трубку и, взбросив винтовку на плечо, уверенно пошел дальше по тропинке.
Лицо его снова стало равнодушно-сосредоточенным. Он устыдил тигра и
заставил его удалиться".
Тигр действительно ушел и несколько дней не приближался к ним.
В другом случае Арсеньев и Дерсу вечером расположились было на привал,
когда рядом внезапно раздался рев тигра. "Дерсу встревожился:
- Худо! Наша напрасно сюда ходи. Амба сердится. Это его место.
Вдруг Дерсу быстро поднялся с места. Я думал, он хочет стрелять. Но велико
было мое изумление, когда я увидел, что в руках у него не было винтовки, и
тогда я услышал речь, с которой он обратился к тигру:
- Хорошо, хорошо, Амба! Не надо сердиться, не надо! Это твое место. Наша
это не знал. Наша сейчас другое место ходи. В тайге места много. Сердиться
не надо!
Гольд стоял, протянув руки к зверю. Вдруг он опустился на колени, дважды
поклонился в землю и вполголоса стал говорить что-то на своем наречии...
Наконец Дерсу медленно поднялся, подошел к пню и взял свою берданку.
- Пойдем, капитан, - сказал он решительно и, не дожидаясь моего ответа,
быстро через заросли пошел на тропинку. Я безотчетно последовал за ним.
Спокойный вид Дерсу, уверенность, с какой он шел без опаски и не озираясь,
успокоили меня: я почувствовал, что тигр не пойдет за нами и не решится
сделать нападение"
В другом случае, рассказывает Арсеньев, однажды Дерсу стал кричать что-то в
тайгу на своем языке. Когда другие спутники, охотники-русские, спросили
его, кому кричит он, Дерсу ответил, что он предупреждает Амбу, что здесь
много людей с ружьями и что если они будут стрелять в него, в Амбу, то он,
Дерсу, в этом не виноват.
Здесь мы видим очень персонифицированные отношения между человеком и
зверем, живущим в лесу. Это отношения как бы взаимного уважения, симпатии и
приязни. Именно такие отношения лежат, очевидно, и в основе тех случаев,
когда на поверхности мы видим только то, что воспринимаем, как ограничения
или запрет. Очевидно, это не просто приказ или запрет, налагаемый на зверя,
а скорее договор, уговор между ним и человеком.
Многочисленные свидетельства понимания и контакта между человеком и зверем
содержат и христианские хроники. В годы гонений на христиан в Риме, желая
угодить нравам черни, императоры приказывали бросать их на съедение зверям
на арене цирка. Но ничто не могло в большей мере свидетельствовать в пользу
христианства, чем случай, когда на глазах у десятков тысяч зрителей дикий
голодный зверь вместо того, чтобы растерзать очередную жертву, повинуясь
одному слову и взгляду праведника, покорно усаживался у его ног. Записи тех
лет содержат целый ряд подобных рассказов.
О таких же отношениях понимания, симпатии и приязни между человеком и
зверем рассказывают и многие жития святых - в частности Сергия Радонежского
и его современника