как я делал это. Очевидно, настолько был уверен, что это невозможно,
что сознание его просто отбросило то, что было у него перед глазами. И это
человек с университетским значком!
Невольно вспоминается другой эпизод, связанный со следователем,
занимавшимся похищенным ожерельем - у него на глазах был продемонстрирован
телекинез. Тот, если помните с готовностью принял феномен (не говорю, каким
последствием обернулось это). Второй же не только не проявил ни малейшего
интереса, но оказался не способен даже воспринять то, что происходит у него
перед глазами. Понадобились два поколения, чтобы появился тип человека, чье
восприятие необычного, необъяснимого чуда оказалось блокировано столь
глухо. Едва ли, думаю, правомочны обида, недоумение или досада в адрес
таких людей, с детства попавших под чудовищный идеологический пресс и
превратившихся в то, что они есть. А разве научное сообщество не точно так
же реагирует на эксперименты Кулагиной и других, подтвердивших факт и
телекинеза, и левитации?
Что касается науки, то, если говорить о советской, здесь одно нашло на
другое: традиционная инертность научной парадигмы оказалась подкреплена еще
и жесткой идеологической догмой. Вот почему, как узника, заключенного в
камере, нельзя винить за то, что он не выходит на свободу, так и узников
мысли и невольников духа не должно упрекать за их несвободу.
Сами факты и свидетельства левитации известны были с древнейших времен.
Люди же науки впервые соприкоснулись с феноменом, насколько могу я судить,
лишь в прошлом веке. Я имею в виду опыты известного английского экстрасенса
Дугласа Юма, которые он . проводил в присутствии многих известных ученых. В
1874 году Юм побывал в России. На его экспериментах в Петербурге
присутствовали ряд выдающихся русских ученых того времени. Любопытную
запись о виденном оставил такой авторитетный свидетель, как Бутлеров. "
Заседание, - писал он, - происходило в моей квартире, в моем кабинете;
поэтому я нe. мог положительно знать, что не было сделано никаких
механических или других приготовлений: все присутствовавшие были мне
знакомы; общество сидело за четырехугольным столом, покрытым короткою
шерстяною скатертью, на нем во время происшедших явлений горели две свечки
(стеариновые). Кроме сидящих за столом никого в комнате не было. Юм взял со
стола стоявший на нем колокольчик и подержал его на некотором расстоянии от
края стола и немного ниже уровня столешницы. Колокольчик и рука Юма были
освещены светом свечки. Спустя несколько секунд Юм отнял руку, и
колокольчик остался свободно висящим в воздухе, не прикасаясь ни к столу,
ни к ковру, ни к чему-либо другому. Господин, между которым и Юмом стояло
кресло, мог совершенно близко наблюдать за висящим в воздухе колокольчиком.
Замечу, что этот господин был хорошо известный русской публике пожилой
ученый и литератор*, с Юмом он незадолго до того познакомился у меня, желая
воспользоваться случаем видеть странные явления. Я сидел на противоположной
стороне стола; в то время как колокольчик висел в воздухе, я встал и через
стол совершенно ясно видел верхнюю часть колокольчика. Вскоре после того
колокольчик упал на колени Юма, но вслед затем опять поднялся в воздух без
всякого к нему прикосновения, и после того спустился на ручку кресла, где и
остался. Во все это время колокольчик не выходил из ярко освещенного
пространства. Руки Юма и других присутствовавших, а также все предметы
находились на некотором расстоянии от висящего в воздухе колокольчика".
Безусловно, кто-то может сказать, что сообщение о фактах, когда кому-то
удавалось изменять вес предмета или даже "подвешивать" его в воздухе,
разрозненны и одиночны. Но кто возьмется утверждать, сколько раз факт
должен воспроизводить сам себя, чтобы подтвердить собственную реальность?
Четыре раза? Шесть раз? Восемьдесят восемь? Впрочем, тот, кто способен
производить такие действия, бывает мало озабочен - кому-то доказывать
что-то, кого-то в чем-то убеждать. Зачем?
Продолжая экскурс в историю вопроса, приведу эпизод, связанный с Е. П.
Блаватской*. Как-то, когда по возвращении из Тибета в Россию, она была в
доме своих родных, брат ее, подшучивая над ней, стал предлагать ей
продемонстрировать что-нибудь загадочное, чего бы никто из присутствовавших
не мог объяснить. Наконец, когда ей надоело это, она предложила ему поднять
первое, что оказалось перед глазами - небольшой шахматный столик, стоявший
рядом. Он без труда сделал это. Несколько секунд Блаватская смотрела на
столик, после