же последовательности - болезнь, исцеление, обретение дара -
процесс может происходить и с экстрасенсами. Это тот путь избранничества,
который прошла и Л. А. Корабельникова, путь немногих из числа тех, о ком я
знаю.
Насколько можно судить, однако, такая ломка, приобщение к иным состояниям,
может совершаться и более быстро. На мысль эту наводят некоторые
обстоятельства, связанные с девочкой-экстрасенсом по имени Лела. Сейчас ей
тринадцать лет. Она "слышит" мысли других людей, "видит" их внутренние
органы. Словом, делает то, что под силу только очень сильному экстрасенсу.
Как пришли к ней эти способности? Не были ли связаны с принятием этого дара
два столь же странных, сколь и скоротечных эпизода из самого раннего ее
детства? Вот как повествует об этом журналист, встречавшийся с девочкой,
побывавший в ее семье:
Лела, как рассказывает ее мама, преподнесла родителям странный и
неожиданный сюрприз уже на пятый день своего рождения. Дело было так. Ее
папа, офицер (ныне полковник), пришел в роддом, взял конверт с ребенком, и
они пошли на заставу. Вдруг на полпути и отца, и мать охватила сильная
тревога. Им показалось, "что в конверте что-то не то...". Остановившись с
необъяснимым чувством страха, они не решились даже открыть конверт и
глянуть на ребенка. Не сговариваясь, быстро повернули назад и сунули
ребенка в руки изумленной нянечке: "Посмотрите". Няня развернула конверт и
вскрикнула. "Ребенок был какой-то совсем не тот..." Но вдруг девочка
преобразилась, и родители, пожав плечами, забрали ее домой. Через несколько
месяцев повторилось нечто подобное. Мать поснулась среди ночи в страшном
волнении, с ужасом бросилась к кроватке и снова увидела, что "ребенок не
тот..." Что значит "не тот", мать и сейчас объяснить не может: "Это что-то
такое, не поддающееся объяснению..." Но через несколько минут "все стало
нормально".
Я говорил уже, что человеком обыденного сознания такие перепады и
необъяснимые состояния воспринимаются как болезнь. Как и Корабельникову в
детстве водили по разным врачам, так Лелу возили в Москву, в детскую
психиатрическую больницу. К врачам близкие приводят порой и тех, заболевших
"шаманской болезнью" кто становятся потом шаманами. Но, как и в других
подобных случаях, все усилия медицины оказываются тщетны. И только с
приходом дара болезнь исчезает сама собой.
Известная киргизская шаманка Короду с детства страдала мучительными
припадками. Врачи не могли помочь ей, но выздоровела сразу, как только
приняла дар, стала шаманкой. Другая шаманка, из Южной Киргизии, вынуждена
была бросить школу в четырнадцать лет, окончив всего три класса - так часто
она болела. Через год у нее отнялись ноги. Ей становилось все хуже, и
только приняв посвящение и став шаманкой, она выздоровела.
При этом последовательность может быть произвольна: человек сначала
выздоравливает, а потом становится шаманом или наоборот, сначала принимает
посвящение, после чего оказывается совершенно здоров. То, что
последовательность безразлична, можно понять: события, воспринимаемые нами,
как следующие одно за другим, в той высшей реальности, где пребывают они,
не разделяются по этому признаку. Континуум времени сходится там в одной
точке, и самого понятия - протяженность времени - там нет вообще. В первой
главе я уже говорил об этом.
Когда у таджиков такого больного, которому бессильны помочь врачи, приводят
к знахарю или шаману, тот, едва взглянув на него, иногда говорит: "Не
выздоровеет, пока не возьмет бубен" (т. е. пока сам не станет шаманом). Тем
самым у такого человека как бы обозначается выход, как можно избавиться от
болезни. Если ж он не соглашается принять посвящение и стать шаманом,
начинает болеть еще сильнее или может даже лишиться рассудка.
Для того чтобы больной "шаманской болезнью" узнал, перед каким выбором он
стоит, не обязательно, чтобы кто-то сказал ему об этом. Шаманская традиция
утверждает, что в состоянии, в котором пребывает он, ему открываются
контакты с некими сущностями, духами, невидимыми для других. При этом такая
сущность, дух, не только объясняет ему его положение, уговаривая принять
дар в обмен на выздоровление, но может и всячески угрожать ему новыми
страданиями и мукой. В шаманской практике известны случаи, когда человек
может согласиться получить дар на определенное число лет. Так, одному из
казахских шаманов (Айдабаку) дар был дан только на двенадцать лет. После
истечения условленного срока он вернулся в состояние обычного человека и
стал верблюдоводом.
У