терниями
Самым ли лучшим, самым ли совершенным открывается этот дар? Не знаю. Потому
что разные есть среди них, но для каждого дар, пришедший к нему, был
испытанием. Испытанием меры его нестяжательства, нетщеславия, невпадения в
грех тайного, а то и явного любования собой. Я знаю благополучно избежавших
этих ловушек и ям, притаившихся вдоль пути. Но я видел и впавших в эти
соблазны. Причем впавший в один-единственный в конце концов становится
добычей всех. Говоря это, я свидетельствую об участи тех, кого постигла
такая судьба, или, точнее, тех, кто сам избрал ее. Потому что неприметен и
легок первый шаг, ведущий в сторону от пути. Шаг этот, казалось, направлен
туда же, что и сам путь, но в том-то и сила, и власть соблазна, который так
незаметно, так плавно уводит прочь.
Почтительное внимание, удивление, восхищение сопутствуют обычно избраннику
всю его жизнь. И можно, наверное, понять человека, который так привыкает к
этому эмоциональному фону, сопровождающему его повсеместно, что, лишенный
этого постоянного подтверждения собственной своей значимости, начинает
чувствовать себя непривычно и бесприютно. Восхищение и внимание становятся
необходимы ему, как наркотик. И, как и наркотик, дозы эти должны
становиться все больше. Постепенно он привыкает любой разговор начинать с
себя и заканчивать собой, подробно повествуя о своих достижениях и о
совершенном им. При этом достигнутое им может действительно быть
значительным, а все, о чем говорит он, быть правдой. Печаль в другом. В
том, что он вообще говорит об этом и что говорить о себе доставляет ему
радость. Постоянная жажда публичности, внимания, прямое или косвенное
осуждение своих коллег - в том же русле...
И это не единственный из соблазнов и гибельных троп, подстерегающих
носителя дара, уводящих его с пути. Как мот не замечает, как тает
доставшийся ему капитал, пока не окажется наг и нищ под открытым небом, так
сошедший с пути в самолюбовании и гордыне не видит своего отпадения,
удаляясь от совершенства, претерпевая угасание и распад собственной
личности.
Еще один аспект того бытия, - тот, которому отдан, в котором пребывает
носитель дара.
Мыс вами, я и вы, читатель, угодно это нам или нет, живем в мире, где
каждый стремится выглядеть в глазах других наилучшим образом, где каждый
хотел бы, чтобы его считали благожелательным, честным, добрым. Тем самым
вольно или невольно каждый как бы творит для других собственный "имидж" -
некий положительный образ самого себя. Причем первый, кто готов уверовать в
этот образ, - это его создатель. Это - условие психологической защиты и
психологического комфорта человека.
Для прозорливца же нет этого утешительного камуфляжа. В его реальности
предельно обнажены все неприглядности окружающих, все гримасы зла.
- Приходит ко мне больной, приводят его, - рассказывает целительница. -
Чтобы иметь возможность помочь ему, я должна ощутить к нему хотя бы
симпатию, доброе чувство. А я смотрю и вижу, сколько горя принес этот
человек другим, сколько на нем слез, крови, судеб поломанных. А ведь для
другого он выглядел бы вполне пристойно, даже приятно. Интеллигентное лицо,
в очках, вежливый. Но мне-то видно другое...
Много ли радости знать о людях то, что сами они старательно о себе
скрывают, знать постыдное, грязное, низкое? Прозорливец, которому постоянно
открыто это, обречен все время пребывать в соприкосновении с чьим-то злом.
Или еще. Человек весел, строит планы, исполнен беззаботной деятельности и
суеты. А прозорливец видит печать, которая на нем, и ту тень, что легла на
его пути. Видит и знает, что скажи, не скажи он - этого ему не избежать и
не обойти.
Могут сказать: почему же только плохое, разве в жизни мало радостного и
хорошего? Это так. Но как к врачу не идут здоровые, так и к целителям и
ясновидящим редко приходят те, у кого все хорошо и прекрасно, кто
благополучен, здоров и счастлив. И можно ли осудить тех, кто, приходя со
своей болью, видит только ее, эту свою боль?
- За год я получила более двадцати тысяч писем, - говорит Л. А.
Корабельникова. - Ответила на четыре тысячи. В каждом свои печали, свои
трагедии. Телефон дома звонит не переставая. То же самое на работе. Я не
даю своих телефонов. Люди узнают сами. Ни дома, ни на работе телефоном я не
могу пользоваться. Каким-то образом люди узнают, где я живу, поджидают меня
на улице, у дверей. Бросаются ко мне, плачут, умоляют помочь, найти
близкого человека, сказать, жив ли он. Но никто не спросит: "Ты можешь? Ты
не больна?