сомнения, ни в коем случае не
являются прерогативой литературных деятелей. Вильям Блейк
(1757-1827) - художник, гравер, поэт - многие свои работы
создавал с качеством, подобным сновидению. Он рассказывал,
что занимаясь поисками наиболее дешевого способа
гравирования для своих иллюстрированных песен он однажды
увидел сон, в котором его покойный брат Роберт обратился к
нему и подсказал способ гравирования по меди. Проснувшись,
Вильям немедленно проверил этот способ и убедился, что его
можно использовать. Одни интерпретаторы предполагают
возможность реального посещения умершим Робертом своего
брата во время сна. Другие предпочитают объяснение,
основанное на работе подсознания. Каким бы ни было
объяснение, основной факт заключается в том, что Блейку
удалось найти уникальное решение проблемы именно в
сновидении. Обратите внимание на то, что он был сознательно
занят поиском решения, когда оно само пришло к нему во сне.
В сфере музыки некоторые знаменитые произведения также
связаны с непреднамеренными творческими сновидениями.
Джузеппе Тартини (1692-1770) - итальянский скрипач и
композитор, рассказал, как в возрасте двадцати одного года
ему приснился сон, что он продал душу дьяволу. Во сне он
отдал дьяволу свою скрипку, но каково же было его удивление,
когда он услышал, как скрипка заиграла неизвестную ему
сонату, изысканно красивую и превосходящую самые смелые
взлеты его фантазии. Джузеппе был восхищен, приведен в
восторг, очарован, его дыхание остановилось... и он
проснулся. '...Схватив скрипку, я старался вернуть звуки,
которые только что слышал. Но они исчезли. Я потом сочинил
'Сонату дьявола', это была моя лучшая вещь, но как далеко
было ей до того, что слышал я во сне...'. В сновидении
Тартини был явлен творческий результат, но он не смог
схватить его в той степени, которая бы его удовлетворила.
Обратите внимание на немедленную попытку Тартини удержать
этот результат - это действие мы будем наблюдать во многих
других случаях. Если вы постараетесь вернуться ко сну,
думая, что вам удастся зафиксировать ваш сон утром, вы
можете потерпеть неудачу.
Удивительное открытие во сне было сделано Германом
В.Гилпрехтом, профессором-ассирологом Университета штата
Пенсильвании, в 1893 году. Работая поздно вечером, он
старался расшифровать клинописные надписи на двух небольших
фрагментах агата, найденных в руинах вавилонского храма.
Один фрагмент он уверенно относил к конкретному периоду
(1700 год до н.э.), но никак не мог классифицировать и
датировать второй. Он прилег на постель около полуночи,
сомневаясь в своих выводах, и затем увидел сон:
'Священнослужитель старого дохристианского Ниппура, высокий
и изящный, около сорока лет от роду, одетый как простой
аббат, провел меня в палату-хранилище Храма, расположенную в
его юго-восточной части. Вслед за мной он вошел в небольшую
комнату без окон, с низким потолком, в которой находился
огромный деревянный сундук, а по полу были разбросаны куски
агата и ляпис-лазури. Здесь он обратился ко мне следующими
словами: 'Два фрагмента, которые ты публикуешь раздельно на
страницах 22 и 26, должны быть вместе, это не указатели, как
ты думал. История их такова: Царь Куригалзу (1300 г до н.э.)
однажды послал среди разных кусков агата и ляпис-лазури
исполненный по обету агатовый цилиндр с надписью. Некоторое
время спустя жрецам было приказано изготовить серьги из
агата для изображения бога Ниниба. Жрецы были в
растерянности, так как среди имевшегося необработанного
материала не нашлось агата. Но приказ надо было выполнять, и
нам ничего не оставалось делать, как распилить подаренный
цилиндр на три части, тем самым получив три диска, на каждом
из которых сохранилась часть изначальной надписи. Два диска
долго служили серьгами бога: два фрагмента, которые
причинили вам столько неприятностей, - это части, оставшиеся
от этих серег. И если вы сложите их вместе, то найдете
подтверждение моим словам. Но третью часть вы в ходе ваших
раскопок не нашли и уже никогда ее не найдете'. После этих
слов жрец исчез...
Я тут же проснулся и немедленно рассказал своей жене
сновидение, которое мне не хотелось забыть ни в коем случае.
На следующее утро - это было воскресенье