Патриция Гарфилд

Сновидения (Часть 1)

(Тибетская книга мертвых).

Вы можете полностью обрести бесстрашие в отношении самых

ужасных ваших сновидений. Вы можете научиться признавать их

ничем иным, как вашими собственными мыслями, которым придана

столь неприглядная форма и которые живут и действуют лишь

тогда, когда вы сами оживляете их. Вы сами - действительный

автор этих образов, их продюсер и режиссер. Вы можете

позволить им импровизировать, чтобы развлечь вас, но вы

всегда можете вмешаться в эту игру. Персонажи ваших

сновидений работают на вас. Они могут стать монстрами,

разрушающими своего создателя, но только если вы забудете,

что они ваших собственных рук дело, что в вашей власти

изменить их или придать им совершенно новую форму.

Тибетские йоги считают обязательным осознание своей роли

как создателя образов в собственных сновидениях. По их

мнению, необходимый контроль над сном достигнут тогда, когда

их физические тела могут находиться в состояния сна в то

время, как в голове сохраняется полное сознание. Они относят

к осознанному переживанию то состояние сна, когда могут

демонстрировать различные акты воли. Йоги утверждают, что

'характер каждого сновидения может быть изменен или

трансформирован по желанию'. Более того, йоги возвращаются к

реальной жизни с полным осознанием того, что произошло ранее

и происходит теперь. Это удивительное и невыполнимое для

европейца требование. Европейцы считают, что трудно обрести

сознание во время сновидения, как это удается видящим

прозрачные сновидения, не говоря уже о сохранении сознания

на весь период между сном и пробуждением. Вместе с тем,

такой уровень контроля сновидений на самом деле вполне

достижим.

Навыки йоги по владению телом и сознанием неизмеримо

превосходят традиции европейской культуры. Почему нам не

дается эта степень контроля сновидений? Все, что мы знаем об

этих 'нашептанных на ухо' учениях, о практикуемом йогами

контроле сновидений мы почерпнули, во многом, из трудов

В.И.Эванс-Венца, оксфордского ученого, проведшего несколько

лет в Индии в изучении различных оккультных доктрин.

Материал этой главы главным образом опирается на работы

этого исследователя. Давайте посмотрим, как воображаемый

молодой монах Рэм обучался полностью управлять своими

сновидениями и что мы сможем извлечь из этих древних

секретных приемов для себя.

Молодой монах Рэм подбирает свою шафрановую блузу и

садится, скрестив ноги, на каменный пол перед своим Гуру.

Они находятся одни в монастырском саду, расположенным под

скалой. Сквозь холодный туман монах может видеть каменные

домики крестьян в далекой долине, похожие на пасущееся на

склоне горы стадо, но все это воспринимается им как иной

мир. Ветер доносит перезвон колоколов храма, тихое

бормотание монахов в часовне, сладкий запах фимиама. Это

время его индивидуального занятия и монах перестает

воспринимать все, кроме своего Гуру. Это время специальных

поучений Мастера, который указывает ему путь от невежества к

истинному знанию, - самое важное в его жизни. Путей к

познанию действительно много, но только один из них наиболее

короток. Монах должен дисциплинировать свой непокорный

человеческий разум, прежде чем слиться с божеством. Рэм

кивает бритой головой в знак готовности, медитация

начинается. Рэм все глубже и глубже уходит в себя. Ощущение

внешнего мира полностью исчезает. Внутри себя он

сосредотачивается на одной концентрирующей точке. Рэм много

лет посвятил обучению достижения этой 'единой точки' в своем

разуме. Сначала он должен был научиться совладать со своим

телом, достичь полного контроля своего 'низшего существа',

прежде чем перейти к обучению методам управления умственными

процессами при помощи своей воли. Старый лама-монах записал

более чем 300 лет назад секретные методы контроля над

мыслительными процессами. Рэм полностью следует этим

принципам под руководством своего Гуру. Сначала он учился

генерировать тепло своего собственного тела. При помощи

медитации и изнуряющих упражнений он обрел силу и такую

власть над телом, что мог совершенно комфортно переносить

сильный холод. Его мастерство генерирования 'физического

тепла' было проверено одним морозным зимним вечером: он и

другие участники испытания, обнаженные,