сели, скрестив ноги
на пронизывающем ветру у замерзшего озера. Их тела служили
своеобразной сушилкой для кусков ткани, намоченной в ледяной
воде. Те из них, кто не смогли высушить на себе по крайней
мере три таких куска, считались не выдержавшими экзамена.
Тем же, кто прошел через это испытание, позволялось в знак
отличия носить на себе весь год только одну рубашку или робу
из хлопка, и к ним почтительно обращались как 'репа' (по
названию одежды). Большинство людей в Тибете должны
защищаться от суровых зимних ветров и низких температур и
носить меховые шапки, плащи на меховой подкладке, теплую
обувь и выпивать тридцать или сорок чашек горячего чая с
маслом каждый день. Неудивительно, что в такой стране
человек, который может обходиться только одеждой из хлопка,
пользуется большим уважением.
Теперь Рэм обладает экстраординарной устойчивостью к
экстремальным температурам, которая достигается за счет
умения концентрировать и дисциплинировать свои мысли. При
помощи этого умения и других упражнений Рэм приходит к
заключению, что его тело лишь иллюзорное создание его ума.
Он с готовностью продолжает свою работу над повышением
степени контроля своего мышления.
Европейцы могут посчитать этот тип мышления йогов
тупиковым. Но, в действительности, он не столько далек, как
это может показаться, от тех концепций, которых
придерживаемся мы. Вы знаете, как наше внутреннее состояние
может влиять на наше восприятие окружающего мира и наши
способности. В качестве иллюстрации можно привести пример,
как женщина, пострадавшая в автомобильной катастрофе, смогла
поднять машину, придавившую ее ребенка, затем поехать в
госпиталь, не ощущая боли. Только после того, как ее ребенок
оказался в руках врачей, она потеряла сознание и рухнула, -
как выяснилось, у нее был сломан позвоночник. Невозможно?
Нет, возможно. Интенсивное занятие важным делом - спасением
травмированного ребенка - может, например, на некоторое
время блокировать чувство боли. Мы часто 'забываем' о
головной или зубной боли, если в некоторый момент начинают
происходить волнующие нас события. Возможно, что люди могут
научиться направлять свое внимание волевыми усилиями и
достигать внутренних состояний, которые часто возникают при
воздействии экстремальных ситуаций.
Мы конструируем и создаем наши переживания самыми
различными путями. Мы отбираем только часть из
многочисленных событий вокруг нас и мыслей в нашей голове и
именно ей уделяем внимание в определенный момент времени.
Когда мы испытываем сексуальное возбуждение, все (или почти
все) стимулирует нас в этом направлении. Когда же мы
пресыщены, те же стимулы воспринимаются нами совершенно
по-другому. Существует бесконечное множество путей
восприятия одного и того же события. Например, один и тот же
фильм будет совершенно по-разному воспринят отдельными
зрителями и даже одним и тем же человеком, но в разных
аудиториях. Ни один из этих путей восприятия нельзя
предпочесть как более 'правильный'. Вероятно, формулировка:
'мир - иллюзия' - это другая форма высказывания: 'существует
множество взглядов на одну и ту же вещь и все эти взгляды -
продукт того, кто смотрит'. Возможно, мы сможем научиться
осознанно создавать наше внутреннее состояние, которое
определяет наше восприятие. Давайте продолжим наше
наблюдение за Рэмом на его пути к совершенству.
Рэм должен пройти следующие шесть ступеней: уметь
генерировать физическое тепло (ступень 1: физическое тело);
полностью повелевать своим телом (ступень 2: иллюзорное
тело); осуществлять контроль над своими сновидениями
(ступень 3: состояние сна); если он осознает, что восприятие
реального мира и сновидения - это продукты его разума,
'иллюзии', то он сможет испытать экстатическую ясность
восприятия (ступень 4: ясный свет) и осознать, что все во
вселенной - это часть содержания 'Высшего сновидения' -
сновидения Будды. Когда просыпается Будда, его сновидение
(сознание) оканчивается. Когда человек полностью воспримет
этот факт (посвящение), он испытает чувство единения со всем
миром (Нирвану). Рэм в конце концов умрет и перейдет в
посмертное состояние бардо (которое длится символически 49
дней, но может продолжаться до 500-1000 лет, в зависимости
от