части Америки поселенцы
сталкивались с индейцами Пуэбло, которые жили в огромных
деревнях с домами-террасами и разводили овец. Некоторые
индейцы жили просто собирательством, другие же (как Навахо)
пряли шерстяные одеяла и делали ювелирные работы по серебру.
Чем дальше продвигались поселенцы на запад, тем больше
индейских племен они обнаруживали. Они встретили Шонов,
которые жили исключительно желудями и другими семенами, а
также и тех, кто ловил и ел кузнечиков. Достигнув северного
побережья с мягким и влажным климатом, поселенцы встретили
богатых индейцев, которые ловили чудесных лососей в холодных
водах и даже охотились на кашалотов, собирали ягоды и
искусно вырезали на кедровом дереве. Все эти племена очень
отличались друг от друга по языку и обычаями, и образом
жизни, как они отличаются друг от друга и по сей день. Но
общим для всех них было то огромное значение, которое они
придавали сновидениям. Но пути, при помощи которых индейские
культуры использовали сновидения, были, естественно,
различны.
Сновидения нередко были частью религиозной системы. Они
обеспечивали человеку контакт со сверхъестественными духами
и передачу их силы. Сновидения также очень часто были частью
социальной системы, со специальным статусом и ролью их
интерпретатора. Сновидения также часто использовались для
предсказания будущего, ритуалы отгоняли плохие сновидения и,
напротив, поддерживали хорошие. Иногда сновидения должны
были решать психологические проблемы, подобно психотерапии,
в них обнаруживались желания или некоторые исцеляющие
ритуалы, которые должны быть выполнены. Каждое племя
считало, что его способ использования сновидений - наиболее
важный.
Изучение запутанного комплекса использования сновидений
американскими индейцами - работа на всю жизнь и заслуживает,
безусловно, особого внимания. В этой книге я могу осветить
лишь несколько центральных пунктов, которые непосредственно
применимы к нашей собственной жизни-сновидению. Некоторые
обычаи американских индейцев не только не были необходимы
для индуцирования сновидений, но и были вредны для здоровья,
эмоционального и физического. Нам следует избежать вредной
практики и использовать полезную.
Первый принцип таков: люди, которые смотрят на сны как на
нечто важное и даже жизненно необходимое для успеха, будут
получать и запоминать счастливые сны. Индейцы, в отличие от
уроженцев Запада, смотрели на них так. Я расскажу вам о
воображаемом мальчике 'Медвежья стопа' из племени Оджибуа и
вы увидите, что я имею в виду. 'Медвежья стопа' -
тринадцатилетний мальчик. С детства родители научили его
видеть сны. Когда в домике под тростниковой крышей
становилось темно, мать укрывала мальчика мягким покрывалом,
прижималась к его щеке своей, желая доброй ночи, и никогда
не забывала напомнить ему, чтобы он лежал спокойно, думая о
чем-нибудь приятном в ожидании добрых снов. Отец же призывал
тишину и молился о глубоком сне, таком, чтобы мальчик не
просыпался, пока его сновидение не уйдет.
Родители мальчика были озабочены - скоро должно было
настать время думать 'Медвежьей стопе', что делать со своей
жизнью. Он отправлялся в поиск своего видения, и ему надо
было быть к этому готовым. Так называемое Большое сновидение
должно желаться сильнее, чем какая-либо материальная вещь в
этой жизни. Без него жизнь мальчика будет неудачной. С ним
он получит право на любую важную в племени карьеру -
охотника, рыболова, лекаря и даже воина. Разные способности
придут в Большом сновидении - способность предсказывать
будущее, быть счастливым в любви.
Все годы жизни маленького 'Медвежьей стопы' его настраивали
на сновидение, на подготовку к Большому сновидению.
Несколько последних месяцев он постился по утрам и даже по
целым дням. Он знал, что его ноющий желудок поможет ему
подготовиться к принятию хранящего его духа (манидо). Теперь
в любой день, когда его душа полностью проснется, он может
посетить мальчика. А если 'Медвежья стопа' не выдержит
предстоящего испытания, у него не будет духа-хранителя,
который подарит ему сверхъестественную силу. Он должен
увидеть Большое сновидение.
До сих пор 'Медвежья стопа' жил с 'одолженной'
сверхъестественной силой. Родители мальчика не могли сами
давать имя младенцу, поэтому они пригласили