процесса сможет увеличить
возможность повторного появления задуманного в состоянии
сновидения!
Рэм должен стараться не забыть содержание сновидения,
которое достигается сосредоточением сознания во время сна.
Рэм предупрежден о том, что именно тогда, когда он начнет
реально познавать природу состояния сновидения, его сон
может прерваться. Это напоминает короткую вспышку
прозрачности, которую использует спящий для прерывания
(пугающего) сновидения с помощью пробуждения. Чтобы этого
избежать, Гуру советует Рэму есть питательную пищу и
заниматься физическим трудом для того, чтобы утомиться и
крепко спать, с сохранением полного контроля над процессом
пробуждения.
Если Рэм озабочен повторяющимися сновидениями, которые не
меняют своего содержания, ему указывается на необходимость
медитирования с концентрацией внимания на этом сновидении, с
использованием 'горшкообразного дыхания, концентрации мысли
на точке сосредоточения и твердым желанием постичь природу
этого сновидения.'
Рэм может также чувствовать, что он видел сновидение, но
совершенно его забыл. В этом случае Гуру советует ему
'избавиться от поллюций и нечистоты'. Вы тоже сможете более
легко сконцентрироваться на вызывании и контроле ваших
сновидений, когда будете стараться создать условия для
перевода вашей жизни в более спокойное русло.
Возможно, что Рэм не сможет вообще что-либо вспомнить о
своем сновидении. Это связано с развитием 'состояния
негативности'. Студенты моих семинаров по сновидениям часто
рассказывают об этом состоянии в первые несколько ночей,
называя это 'ступенью страха'. Противоядие, предложенное
Гуру, в этом случае особенно интересно. Как обычно, Рэму
предлагается медитировать, делая упражнения
'горшкообразного' дыхания и сфокусировав свое внимание на
точке в основании полового органа. Однако, в дополнение,
гуру предлагает сделать умилостивляющее подношение 'героям'
и 'злым духам'. Согласно Эвансу-Венцу, в этом случае гуру
считает, что определенные сверхъестественные силы стараются
помешать ученикам, обучающимся овладению сверхъестественными
силами, именно на этой ступени развития. Следовательно,
прежде чем Рэм сможет почувствовать себя в безопасности и
свободным от препятствий такого рода, он должен сделать
друзьями тех, кто населяет эту духовную сферу - героев и
злых духов. Этот взгляд, что ученик должен сделать друзей из
населяющих потусторонний мир, можно сравнить с практикой
сеноев по созданию дружественных образов сновидений. Эти два
подхода отличаются лишь по форме. Рэм делает
жертвоприношения после сна. Сенои сражаются со своими
врагами во время сна, чтобы обратить их в друзей. Но эффект
в обоих случаях одинаков - более дружественные образы
сновидений.
Вы никогда не обойдетесь без создания ваших собственных
друзей в сновидениях для того, чтобы двигаться вперед в
самопознании. Рэм ежедневно сосредотачивается на том, что
все образы его сновидений приходят из его собственных мыслей
и что он обладает сознанием во время своих сновидений.
Теперь его гуру советует ему изменить форму образов
сновидений: если, к примеру, приснился сон об огне - то
следует представить, сколь страшен может быть огонь, который
появляется во сне, и, сохраняя эту мысль в голове, затоптать
его ногами. Точно так же теперь нужно топтать все, что бы
тебе не приснилось страшного. Ясно, что этот совет
практически идентичен принципу сеноев, согласно которому
необходимо противостоять опасности в сновидениях. Я сама
испытала действенность этого совета йогов в тот период
интенсивной концентрации внимания на их идеях, когда писала
эту главу. В ходе сновидения я сначала спокойно взобралась
на маленькую гору, но при спуске с нее на моем пути вдруг
появились кусты и неожиданно много больших, желтых и
жужжащих пчел. Я страшно испугалась того, что они могут меня
ужалить. Я стала себя успокаивать, говоря себе: 'Они не
могут причинить мне вреда, пчелы сновидения - ненастоящие
пчелы'. Я закладываю свои руки за спину и продолжаю
спускаться дальше. Пчелы все еще вокруг меня, но на меня не
обращают внимания. Затем они совсем исчезают, как только я
шевелю рукой ('Желтые пчелы', 07.10.73). Как сенои, так и
йоги противостоят странным образам