исключительно в центре разума вне зависимости от того, кем мы
являемся и откуда мы пришли. Разум естественно так или иначе может брать в
расчет все, что происходит в его виде на мир. Олли это нечто такое, что
находится вне его вида, вне царства разума. Это может наблюдаться только в
центре воли в те моменты, когда наш обычный взгляд остановлен. Поэтому
правильно говоря, это нагваль. Маги, однако, могут научиться воспринимать
олли крайне сложным образом, и, поступая так, они оказываются слишком
глубоко погруженными в новый вид. Поэтому для того, чтобы защитить тебя от
такой судьбы, я не представлял тебе олли так, как это обычно делают маги.
Маги научились после многих поколений использования растений силы, давать в
своем взгляде на мир отчет обо всем, что происходит с ними. Я сказал бы, что
маги, используя свою волю, добились того, что расширили свои взгляды на мир.
Мой учитель и мой бенефактор были ярчайшими примерами этого. Они были люди
огромной силы, но они не были людьми знания. Они так и не разорвали границ
своего огромного мира и поэтому никогда не прибыли к целостности самих себя.
Тем не менее они знали об этом. Не то, чтобы они жили однобокой жизнью,
говоря о вещах, находящихся вне их достижения. Они знали, что они шагнули
мимо лодки и что только в момент их смерти вся загадка полностью будет
раскрыта им. Магия дала им только мимолетный взгляд, но не реальное
средство, чтобы достичь целостности самого себя.
Я дал тебе достаточно из взгляда магов, не позволив тебе зацепиться за
это. Я сказал, что только тогда, когда помещаешь один взгляд против другого
и можешь переходить из одного в другой, можно прибыть к реальному миру. Я
имею в виду, что можно прибыть к целостности самого себя только тогда, когда
полностью понимаешь, что мир это просто взгляд, вне зависимости от того,
принадлежит этот взгляд магу или обычному человеку.
Именно здесь я уклонился от традиции. После целой жизни борьбы я знал,
что действительно важным является не просто выучить новое описание, а
прибыть к целостности самого себя. Следует прибыть к нагвалю, не покалечив
тоналя и превыше всего не покалечив своего тела. Ты принимал эти растения,
следуя точным этапам, через какие я прошел сам. Единственным отличием было
то, что вместо того, чтобы окунуть тебя в них, я остановился, когда ты
решил, что ты накопил достаточно взглядов на нагваль. В этом причина, почему
я никогда не хотел обсуждать с тобой твои встречи с растениями силы и не
позволял тебе обескуражено говорить о них. Не было смысла строить схемы над
тем, о чем нельзя говорить. Это были настоящие экскурсии в нагваль, в
неизвестное.
Я заметил, что моей потребностью говорить о тех восприятиях, которые
были вызваны влиянием психотропных растений, был мой интерес в подтверждении
своей собственной гипотезы. Я был убежден, что при помощи таких растений он
снабжал меня воспоминаниями о невообразимых способах восприятия. Эти
восприятия, которые я по временам испытывал, могли казаться отвлеченными и
не связанными с чем-либо осмысленным. Но позднее собрались в единицы смысла.
Я знал, что дон Хуан искусно ведет меня каждый раз и, что то, какой именно
смысл я собираю, делалось под его руководством.
- Я не хочу подчеркивать эти события, чтобы объяснять их, - сказал он
сухо. - прозябание в объяснениях возвратит нас назад туда, где мы быть не
хотим. То-есть это отбросит нас назад в вид мира. На этот раз намного более
крупного.
Дон Хуан сказал, что после того, как внутренний диалог ученика был
остановлен действием растений силы, наступал неизбежный момент. У ученика
начинали возникать задние мысли относительно всего ученичества. По мнению
дона Хуана даже самые большие энтузиасты в этой точке ощутят серьезную
потерю заинтересованности.
- Растения силы потрясают тональ и угрожают прочности всего острова, -
сказал он.- именно в этот момент ученик отступает и мудро делает. Он хочет
выбраться из всей этой каши. Точно так же в этот момент учитель
устанавливает свою наиболее искусную ловушку - стоящего противника. Ловушка
имеет две цели. Во-первых, она позволяет учителю удержать своего ученика, а
во-вторых, она позволяет ученику иметь точку соотнесения, чтобы пользоваться
ею в дальнейшем. Ловушка - это маневр, который выводит на арену стоящего
противника. Без помощи стоящего противника,