Об истинном
апостольском благовестии Павел говорит словами Исаии, цитируя великого пророка
не дословно (по-протестантски), а в духе: “Многие народы приведет Он в
изумление...” (Ис.52:15), — утверждая Евангелие восхищения, изумления,
удивления, пишет Исаия.
Изумление народов связано с грядущим знамением: откровением Его вселенской
славы, Его всечеловеческой любви, одинаково близкой всем народам! Знамение это
будет столь красноречиво, что язычники увидят то, что не было сказано доселе
(15:21), и у царей закроются уста пред Ним... И те, кто отрицал Его как Бога,
онемеют от восторга, и не смогут сказать ни слова.
Евангелие восторженного осенения... Евангелие священного безмолвия, когда
закрытые уста говорят больше отверстых — языком сердца, и око видит не то, что
положено и предписано “по ранжиру”, спущено из фарисейской курии по предписанию
“Святого Престола”, надзирательского ока (слышите, как учили великие Исаия и
Павел — увидят то, о чем не было сказано прежде — 15:21), но то, что больше
очевидного, больше в сумме достигнутого опытом предшественников. И узнают не то,
что ызнали прежде (сложившийся стереотип священника как ревностного хранителя
бывшего откровения,) — но то, чего прежде не слыхали (Ис.52:15)..
Чего же не знали о Нем народы? Изумятся правители земные и онемеют (там же) от
восторга, когда увидят Его преображающимся на престоле — Агнца и Царя, и узнают
то, чего не слышали: что Христос не христианский только Бог, но Отец нового
человечества, и что языческие дворы, доктрины и религии принадлежат Ему.
Что касается современных фарисеев... Попробуйте сказать им, что вы хотели бы
знать нечто большее, чем было известно доселе, и видеть то, чего не видели
отцы-пустынники, что вы сподобились откровения большего, чем Исаия-отшельник или
какой-нибудь авва IVв. из египетской пустыни; что видение Христа приводит вас в
изумление и что вообще образ живой веры, запечатленный от Исаии до Павла —
восхищение, трепетный восторг, видение и непрестанно умножающееся знание...
Абсолютный, чистейший дзен!
А каким опровержением фарисейской чопорности служат слова апостола, простые и
прекрасные: “Не дождусь часа, когда наслажусь общением с вами” (Рим.15:24) — в
опровержение монашествующих недотрог, когда по уставу не положено обмолвиться и
словом за трапезой, когда проходишь мимо, не ожидай ничего, кроме искушения, от
ближнего (потенциальный враг, тот, через кого действует супротивный дух!)...
Павел — не дождется часа, когда насладится общением святых в церкви.
Таинственный язык невест! Как они счастливы сидеть вокруг Возлюбленного и
внимать Его словам! Павел Флоренский в “Столпе” пишет, как тянулся к старцу:
выпить вместе чай, насладиться его обществом безмолвно... Общение святых не
только возможно, оно блаженно, несет наивысшую усладу. Если видеть друг друга
очами Божиими, если стать как Господь и Божия Матерь друг для друга, если верить
небывало, свыше, если принять горние образы и стать носителем их, — можно
облечься в апостольскую высоту общения и достичь ступеней братолюбия и дружбы,
каких еще не знало человечество. Не они ли лягут в основание грядущей
цивилизации любящих и сочетанных, знающих и претворяющих Евангелие?
Небывало учит апостол о Святом Духе! В опровержение стереотипов (“благодать
Святого Духа”), Павел учит о любви как свойстве Духа Святого и против
фарисейского штампа (“молитесь о спасении и о прощении грехов ближних”)
выдвигает неслыханный, дзеновский и чисто ангельский мотив: силою Его любви
подвизаться в молитве друг за друга (Рим.15:30).
Не о “спасении и прощении” просить (через запретное видение грехов), но любовь
между нами такова, что позволяет подвизаться в молитвах за себя и ближнего!
Какой неслыханный, новый образ молитвы, близкий сиротам, входящим в третье
тысячелетие! Это уже не дольняя, безликая, рабская, рыбья молитва о прощении, о
нуждах — молитва как излияние любви от невесты к душе-невесте, от уст к устам,
как медоустая трапеза...
Как чист и девственен фон апостольского послания! И что ни слово — опровержение
штампов и уставов. Нет, Павел основывает дело свое не на готовом и привычном —
на небывалом, новом и таком превечном основании!
“...Стояли вне дома, желая говорить с Ним...” (Мф.12). Опять ситуативный дзен.
Несущественно, что за толпа стояла вне дома, не в силах войти. Парадокс в самой
ситуации: если хотят говорить с Ним, пусть войдут! Но нет, войти не могут:
совесть не велит, вера слаба, любви