Архиепископ Иоанн

Христианство - дзен

суде времен: “Какие у нас проблемы?..”, — задвигая средний ящик стола с

портсигаром и уютно устраиваясь нога на ногу. Сергий отвечает: “Патриарха

нет”...

...5 тысяч невест стоят в ледяной воде и молятся: “Кто отлучит нас от любви

Божией — красный топор Сталина, ГУЛАГ?..” На 18 лет отлучили паству от епископа:

отца в ссылку. Слезы, плач: хотя бы слово от отца... Но кто отлучит нас от отчей

любви? Ни скорбь, ни теснота, ни голод, ни гонения, ни нагота, ни меч и ни

опасность (Рим.8:35)! Вот дзеновское кредо наших отцов.

Дзен-литургия Соловков: антиминс — обрывок старой коммунистической газеты,

причастный потир — грязный общепитовский стакан (воду черпали откуда-то из

дождевой лужи). И сонмы ангелов!..

Абсолютный дзен в германском Харольдсбахе. Когда фарисеи отказывают пяти

боговидцам в причастии, открывается солнечный монстранс (дароносица), и сам

архангел Гавриил подает хостию видящим.

Опять же, дзен. Стать знающим — пройти таинственными вратами, победив смерть —

последнее незнание. Стать сочетанным, с Кем сочетаться невозможно по законам

логики и знания. Оправдаться — не грязненьким мотивом, не судом собственной

совести, как бы въедливо ни карала невесту в часы бесконечных ночных бдений...

Но упоенным “я люблю Тебя, Иисусе...” вместо “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,

помилуй меня, грешного”.

Дзеновское осенение Иисусовой молитвы — “моя безумная любовь, Иисусе!..”

Абсолютный дзен апостола: сытость невозможна, довольство отлучает — скорбь и

разлука приближают. Жених испытует невесту и говорит с ней на умонепостижимом

языке (см. Рим.10:35). Что это? Разве не мог Царь предписать богатые покои,

роскошные яства на Брачной трапезе? Что стоило Ему облечь тебя в прозрачную

вуаль невесты? Нагота и голод, и нищий Лазарь валяется у забора богача, грызя

кости вместе с псами... Блаженство вослед Первенцу Христу!..

Как хотелось бы избежать опасности, чтобы гладко, ритмично, четко, как заведено.

Литургия — с 9 до 10.30. Треба — с 11 до 2. Чаек, кофе; трапеза — с 2 до 5. И

сладкий сон с наперстным крестом, мирно почивающим на метаболическом животе, на

переваривающем пищу пузе...

Голод и опасность. Хотя бы час в долине, где виноградные сады и апельсиновые

рощи!.. Пустыня с дикими зверями и рептилиями, с апокалиптическими призраками,

бессоницей и ужасом. Голос последнего отчаяния, приближающий к Нему, как

ничто!.. И мир в сопряжении с мечом (Мф.10:34). И сладость, вызванная золотой

стрелой любви, пущенной в сердце. И боль, как стигмат, и блаженная радость...

Абсолютный дзен!

Живи любовью, больше ничего не нужно. Посвящение — через победу над смертью. Она

— вхождение в Брачные Чертоги. Любви покорны ангелы и демоны, настоящее и

будущее (Рим.10:38). На какую бы ни был вознесен высоту созерцательного

богомыслия, или низведен в глубину преисподнего опыта, отчаяния и одиночества —

ни высота, ни глубина, ни “да”, ни “нет” не отлучат нас от любви Христа!

(Рим.10:39) Дева не желает, чтобы у Нее брали интервью, запрещает устам

богословствующих корреспондентов. Что можно сказать о любви? Описать

незапечатлимую — заведомо опошлить.

Дзеновская притча ангельского доктора Чарльза о фарисеях: “Карлики, если видят

кого выше их, из зависти хотят сделать себе подобными: обкарнать. Но если стать

гигантом, примут за стену, а не за человека. Надо стать гигантом!..” Гениальный

дзен!

Анафема от фарисеев может быть предписана как восьмое дзен-юродство православной

праведности. Кто отлучит нас от любви Христа: скорбь, теснота, гонения,

проклятие каиаф или анн, страгордских или ридигеров?.. Павел, мастер дзена,

возводит нас на вершину, именуемую “сладчайшая оставленность”. “Я желал бы сам

быть отлученным от Христа за братьев моих” (Рим.8:35). Духовных чад называет

родными по плоти, ибо в них живет Христос; а по плоти родные — чуждые.

Фарисеи отлучают от веры. Философ Бенедикт Спиноза едва выживает после их

кинжального удара. А любовь Любящего такова, что желает истощиться без остатка;

это — Корона, наивысшая ступень любви: бескорыстная, бессчетная самоотдача. Ибо

какой ущерб может быть причинен полноте? И свет Агнца, обретенный в сердце,

желает страдальчески распространиться, а любовь распясться на кресте. “Я желал

бы радостного отлучения за братьев, родных по плоти”...

Неизреченные Сионские высоты! Православные поклоны, фарисейский пост,

непрестанная молитва, высокочтимая в житиях подвижников, могут и отлучить от

любви, если сердце охладеет. Но вот возжегся