дыхание, надежду, украсит
человека добродетелями изнутри и облечет в светлые внешние одежды.
Примечание:
1) доктор Сео Куенг Бо: всемирно известный профессор восточной теологии,
богослов, учитель и наставник, автор более чем семисот трактатов (о таинственной
премудрости востока, об озарении вышним светом, о благоуханных райских
кущах...).
7.03.97
Дзен и юродство
“В двери Царствия можно войти, только приняв на себя образ юродивого, хотя бы
отчасти приобщившись к юродству...'
Спасибо юродивым! Хотя б христианство провалилось в пропасть — живой Христос все
равно бы дышал через спящих на груде яичной скорлупы, валяющихся в навозе,
избитых палками в жандармских околотках, трижды проклятых от фарисеев...
Каждый их драгоценный шрам Сама Царица небесная помазывала в молитвенной ночи
при тридцатиградусном морозе.
Юродство напоминало о нездешнем христианстве, об ином образе веры, возможном и
единственно реальном. Об условности того, что принимается за аксиому, о вышнем
полете, о высшей математике евангельской правды, сокрытой от непосвященных... И
если единственный путь идти в Иерусалим и страдать от своих, и быть распятым от
мира, и воскреснуть — юродство, да будет так! И если среди всеобщего прекословия
воле Вышнего, засилья фарисейства, сытости, застоя, лжесвидетельства и лжи
единственный путь сохранить совесть чистой — юродство, да будет так!
Фома Аквинский, введший аристотелевские силлогизмы в западную теологию, был в
своей системе отменным юродивым. Свой жизненный путь он завершил откровением
любви и отречением от своего основного трактата “Сумма теологии”, а с ним и всей
суммы теологии, наработанной старейшинами, книжниками и богословами — теми, от
кого “надлежит быть убиту и распяту” христианину. Почти как Гоголь со вторым
томом “Мертвых душ” — не юродство ли? В школе Альберта Великого в Катании, чтобы
не возгордиться, Фома изображал из себя круглого идиота: корчил рожи, кричал,
безумствовал и снискал репутацию “сицилийского быка”, но когда однажды блестяще
выступил на диспуте, Альберт Великий увидел в нем восходящее светило (что не
помешало Томасу продолжать юродствовать).
Юродство — экзистенциальный дзен, знак христианства, не сводимого ни к какой
формуле, опровержение предыдущих достижений, путь, противоположный фарисейству.
Юродство невозможно как традиция. Юродству невозможно подражать, хотя б и
надышано из уст в уста, хотя бы двадцать лет ходил рядом с юродивым: куда он —
туда и ты. Он — псалтирь, и ты — псалтирь; он на куче отбросов спит — и ты с ним
рядом, он босой, и ты за ним... Пустое! Вот уж где сказывается наследование по
обетованию!
Приходское священство с легкостью заморочит вам голову, будто оно наследует
апостолам, как евреи Аврааму. Пойди проверь, от кого да с какой целью
рукоположился штатный наследник апостола с пейсами, хитрыми глазками и засаленой
рясой... А попробуйте рукоположить в юродивые! Засмеют.
Юродство — боль Христа, реакция на неспособность принять Его любовь. Несказанный
путь, на котором Вышняя Любовь ищет проявиться; некие знаки, даваемые нам о
совершенных заблуждениях, великое усовещение, действующее сильнее священнических
проповедей или академических статей.
Когда-то и пустынножительство, и практика монастырского общежития Сергия
Радонежского воспринимались современниками как юродство. И Златоуст, с точки
зрения многих своих противников и придворных епископов, юродствовал с
константинопольской кафедры, проповедуя не так, как хотел патриарх. И его то с
кафедры снимают, то досаждают враги, то заживо проклинают, то унизительно тащат
невесть куда...
Христианство выигрывало в юродивых. И сколько б нам ни досаждали правилами,
канонами, риторическими фигурами, аристотелиевскими логиками, неоплатоническими
запретами — юродство, в нарушение всех канонов, достигает истины. Юродство —
отражение истины, всегда рождающейся где-то между, свет, мерцающий на полпути:
подойдешь поближе, и рассеется, и точно ничего не видел.
Кто не увидел в апостоле Павле юродивого — ничего в нем не понял. Например:
“отцы наши ходили под облаком” (1Кор.10:1). Подумать только, молиться при
тридцатиградусном морозе полунагому, босиком (Соловки) — ходить под облаком.
“Отцы наши прошли сквозь море” (1Кор.10:1) — юродство чистой воды. Фарисей бы
сказал: “Отцы наши проплыли, как купцы, на богатых кораблях. Отцы наши
утверждали истину, воюя с морскими пиратами, захватывая их корабли и водружая на
них православные флаги