суде времен: “Какие у нас проблемы?..”, — задвигая средний ящик стола с
портсигаром и уютно устраиваясь нога на ногу. Сергий отвечает: “Патриарха
нет”...
...5 тысяч невест стоят в ледяной воде и молятся: “Кто отлучит нас от любви
Божией — красный топор Сталина, ГУЛАГ?..” На 18 лет отлучили паству от епископа:
отца в ссылку. Слезы, плач: хотя бы слово от отца... Но кто отлучит нас от отчей
любви? Ни скорбь, ни теснота, ни голод, ни гонения, ни нагота, ни меч и ни
опасность (Рим.8:35)! Вот дзеновское кредо наших отцов.
Дзен-литургия Соловков: антиминс — обрывок старой коммунистической газеты,
причастный потир — грязный общепитовский стакан (воду черпали откуда-то из
дождевой лужи). И сонмы ангелов!..
Абсолютный дзен в германском Харольдсбахе. Когда фарисеи отказывают пяти
боговидцам в причастии, открывается солнечный монстранс (дароносица), и сам
архангел Гавриил подает хостию видящим.
Опять же, дзен. Стать знающим — пройти таинственными вратами, победив смерть —
последнее незнание. Стать сочетанным, с Кем сочетаться невозможно по законам
логики и знания. Оправдаться — не грязненьким мотивом, не судом собственной
совести, как бы въедливо ни карала невесту в часы бесконечных ночных бдений...
Но упоенным “я люблю Тебя, Иисусе...” вместо “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй меня, грешного”.
Дзеновское осенение Иисусовой молитвы — “моя безумная любовь, Иисусе!..”
Абсолютный дзен апостола: сытость невозможна, довольство отлучает — скорбь и
разлука приближают. Жених испытует невесту и говорит с ней на умонепостижимом
языке (см. Рим.10:35). Что это? Разве не мог Царь предписать богатые покои,
роскошные яства на Брачной трапезе? Что стоило Ему облечь тебя в прозрачную
вуаль невесты? Нагота и голод, и нищий Лазарь валяется у забора богача, грызя
кости вместе с псами... Блаженство вослед Первенцу Христу!..
Как хотелось бы избежать опасности, чтобы гладко, ритмично, четко, как заведено.
Литургия — с 9 до 10.30. Треба — с 11 до 2. Чаек, кофе; трапеза — с 2 до 5. И
сладкий сон с наперстным крестом, мирно почивающим на метаболическом животе, на
переваривающем пищу пузе...
Голод и опасность. Хотя бы час в долине, где виноградные сады и апельсиновые
рощи!.. Пустыня с дикими зверями и рептилиями, с апокалиптическими призраками,
бессоницей и ужасом. Голос последнего отчаяния, приближающий к Нему, как
ничто!.. И мир в сопряжении с мечом (Мф.10:34). И сладость, вызванная золотой
стрелой любви, пущенной в сердце. И боль, как стигмат, и блаженная радость...
Абсолютный дзен!
Живи любовью, больше ничего не нужно. Посвящение — через победу над смертью. Она
— вхождение в Брачные Чертоги. Любви покорны ангелы и демоны, настоящее и
будущее (Рим.10:38). На какую бы ни был вознесен высоту созерцательного
богомыслия, или низведен в глубину преисподнего опыта, отчаяния и одиночества —
ни высота, ни глубина, ни “да”, ни “нет” не отлучат нас от любви Христа!
(Рим.10:39) Дева не желает, чтобы у Нее брали интервью, запрещает устам
богословствующих корреспондентов. Что можно сказать о любви? Описать
незапечатлимую — заведомо опошлить.
Дзеновская притча ангельского доктора Чарльза о фарисеях: “Карлики, если видят
кого выше их, из зависти хотят сделать себе подобными: обкарнать. Но если стать
гигантом, примут за стену, а не за человека. Надо стать гигантом!..” Гениальный
дзен!
Анафема от фарисеев может быть предписана как восьмое дзен-юродство православной
праведности. Кто отлучит нас от любви Христа: скорбь, теснота, гонения,
проклятие каиаф или анн, страгордских или ридигеров?.. Павел, мастер дзена,
возводит нас на вершину, именуемую “сладчайшая оставленность”. “Я желал бы сам
быть отлученным от Христа за братьев моих” (Рим.8:35). Духовных чад называет
родными по плоти, ибо в них живет Христос; а по плоти родные — чуждые.
Фарисеи отлучают от веры. Философ Бенедикт Спиноза едва выживает после их
кинжального удара. А любовь Любящего такова, что желает истощиться без остатка;
это — Корона, наивысшая ступень любви: бескорыстная, бессчетная самоотдача. Ибо
какой ущерб может быть причинен полноте? И свет Агнца, обретенный в сердце,
желает страдальчески распространиться, а любовь распясться на кресте. “Я желал
бы радостного отлучения за братьев, родных по плоти”...
Неизреченные Сионские высоты! Православные поклоны, фарисейский пост,
непрестанная молитва, высокочтимая в житиях подвижников, могут и отлучить от
любви, если сердце охладеет. Но вот возжегся