тому, кто овладел скрытыми аспектами глубоко бессознательного, — тому, кто способен взглянуть на лик устрашающей реальности, без чего невозможно открытие правды и гармонии. Анубис был (и остается — к сведению тех, кто захочет вызывать его энергию) покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего. Этого бога также называли «Открывающим пути», и в этом качестве Анубиса вызывал тот, кто желал выбраться из лабиринта земного существования или кому надоедало бродить в потемках сомнений и неопределенности.
Баст (богиня Востока)
Баст (Бастет или Пашт) рассматривают в качестве одного из проявлений и Тефнут и Сехмет; отсюда ее связь с мемфисской триадой, когда супругу Птаха иногда изображают с головой кошки вместо головы львицы. Несмотря на то что в своем кошачьем облике Баст часто ассоциируется с Луной, первоначально богиня была божеством Солнца, а также (согласно сведениям, предоставленным Геродоту египетскими жрецами) сестрой-близнецом Гора и, следовательно, дочерью Исиды и Осириса. Несмотря на то что в качестве изображений Баст нередко продают статуэтки кошек, правильнее изображать богиню в виде женщины с кошачьей головой, держащей в правой руке систрум, а в левой — эгиду, состоящую из полукруглой пекторали с головой кошки посередине и корзины. Иногда в корзине располагают котят; в других вариантах котят изображают сидящими у ног Баст.
Заметим, что более известная легенда о происхождении Баст рассматривает ее как дочь Ра, или даже как его женскую половину (аниму) по имени Рат, защищавшую своего стареющего родителя от единственного по-настсящему серьезного противника — огромного змея Апопа, олицетворявшего мрак и зло [8]. Поскольку дочерью Ра также называют Сехмет, здесь возникают некоторые противоречия относительно этих двух архетипов (хотя египтяне различали их, изображая Сехмет в красном одеянии, а Баст — в зеленом).
Помимо уже упомянутой символики, египтяне наделяли Баст также одним из божественных Очей Ра, имеющим форму Урея, или змея мудрости. Согласно одному варианту легенды, богиня получила Урей от своего брата Гора, хотя более популярным является верование, что свое Око ей дал собственноручно Ра для того, чтобы Баст защитила его от Апопа. Считается, что Урей является воплощением правого Ока, а Око Гора является левым; однако даже в древности по этому поводу не было единства мнений, поскольку Очи, смотрящие в любом направлении, изображались в связи с Гором, Ра и даже Осирисом.
Бадж считает, что Баст имеет додинастическое происхождение, как и остальные ливийские божества Исида и Нейт, культы поклонения которым можно проследить до самых архаичных времен. В качестве богини Востока Баст была правительницей этой стороны света (Запад был посвящен Нейт, Юг — Нехбет и Север — Уаджет). Иногда Баст ошибочно принимают за Пехет или Пахт—богиню, также обладавшую ликом кошки либо львицы. Пехет имела титул «богини Септа», т. е. звезды Сотиса (Сириуса) и отождествлялась с Исидой, а также с Хатор.
Особое значение культ богини Баст приобрел лишь в 950 г. до н. э., когда Шешонк и фараоны XXII династии избрали столица! царства Бубаст. Гора и Баст можно вполне сравнить с Шу и Тефнут: Гор и Шу были богами неба, а Баст подобно Тефнут первоначально явилась в облике львицы. Это позволяет предположить, что хоть Баст обычно и не входит в число эпагоменальных Неферов, но в качестве женского начала (анимы) Гора она, как прочие кошачьи боги, может иметь сильную связь с Сириусом.
Птах
Безусловно, одним из наиболее могучих и влиятельных божеств Древнего Египта был бог Мемфиса Птах. Этот добрый бог был покровителем ремесленников, строителей и мастеров; его титул Архитектора Вселенной уже в то раннее время ясно указывал на связь Птаха с ремеслом каменщика. Считалось, что Птах в облике Творца явился из иного мира, находящегося за пределами Солнечной системы; следуя наставлениям Тота, он создал наш видимый мир, Солнце, планеты и все живые существа. Это ставит Птаха в один ряд с богами, чей возраст превышает возраст семьи Осириса, Тота, жены Птаха Сехмет и ее отца Ра. С метафизической точки зрения, Птах участвует в превращении энергии в материю, тогда как деятельность Сехмет имеет обратную направленность — она превращает материю в энергию. Их «наследник» Нефертум выступает примиряющим фактором, который я нередко умозрительно представляю себе в виде контакта заземления в трехштырьковом электрическом штепселе.
Многие современные