себенита* Манефона Птолемею Филадельфийскому.
Себенит — город в Дельте. — Прим. ред.
Великий и преподобный царь Птолемей Филадельфийский!
Я, Манефон, верховный жрец и писец священных храмов египетских, гражданин Гелиополя, рожденный от себенитки, шлю приветствие моему господину Птолемею.
Чтобы ответить на твои вопросы касательно того, что произойдет с миром, мы должны произвести расчеты относительно всех моментов, которые ты хотел бы исследовать. Согласно твоим приказам тебе будут представлены священные книги, написанные нашим предком, Гермесом Трижды Величайшим, которые я изучаю. Прощай, мой повелитель и царь»[3].
Судя по приведенным отрывкам, можно заключить, что имена «Тот» и «Гермес» чисто номинально обозначают титул и соответствуют иерархическому порядку жреческих каст, имевших дело с историей и архивами. Мы также вправе предположить, что первый Гермес или самый ранний жреческий круг использовали священный язык — возможно, архаичный египетский, однако скорее всего — старое наречие атлантов. Два поколения жрецов и пророков были разделены потопом, который, вне всякого сомнения, представлял собой то же катастрофическое наводнение, о котором много лет спустя рассказывали Солону жрецы из Саиса. Так или иначе, в тексте Манефона содержатся намеки на то, что время существования архаичной египетской цивилизации, которая, очевидно, сильно пострадала в результате погружения Атлантиды, считалось чрезвычайно высокоразвитой эпохой богов, божественных царей и полубогов. Как и следовало ожидать, объявилась привычная группка ученых-скептиков, которые заявили, что «Книга Сотиса» — всего лишь неоплатоническая подделка; однако впоследствии представленная Мэдом и другими апология источника полностью исключает возможность намеренной фальсификации.
Тем, кто незнаком с историей Атлантиды, или «Старого континента», сообщу: в древности считали, что в северной части Атлантического океана некогда существовал островной континент. Исследователи выдвигают и различные альтернативные теории, связанные с мифами и легендами об этом таинственном континенте. И все же наиболее известный трактат об Атлантиде содержится в творениях Платона «Тимей» и «Критий», в которых философ описывает совершенную технологию атлантов, величие их архитектуры, необычную социальную организацию, а также совпадающие с библейским потопом и аналогичными ему легендами разных народов мира события, приведшие в конечном счете к гибели Атлантиды. Первым поведал историю Атлантиды Солон (639—559 гг. до н. э.), один из Семи мудрецов Греции. От Солона эта история перешла к семье Крития-старшего, а впоследствии — к правнуку, Критию-младшему, который сообщил об Атлантиде Платону (427—347 гг. до н. э.). Однако это ни в коей мере не является единственным упоминанием Атлантиды в произведениях древних, так что интересующиеся этим вопросом могут найти немало соответствующей информации как в античных, так и в современных источниках. Тема Атлантиды с годами оказалась настолько популярной, что опрос общественного мнения, проведенный британской прессой в прошлом веке после опубликования книги Игнатия Доннелли (1831—1901 гг.) «Атлантида: Допотопный мир», показал: интерес к информации об Атлантиде уступает разве что сообщениям о пришествии Христа! Существует множество теорий относительно причин, вызвавших погружение континента Атлантиды в морскую пучину; они детально проанализированы в моей книге «Атлантида: миф или реальность?».
Манефон систематизировал сведения о правлении различных царей тридцати одной династии; впоследствии египтологи сгруппировали эти династии в Древнее, Среднее и Новое царства и Поздний период (см. Приложение). Каждый исторический срез характеризуется однородностью цивилизации и отделяется от остальных периодами политических смут. К сожалению, не указываются конкретные сроки того или иного правления, что вызывает сложности с определением времени смены правлений. Ученые пытаются уточнить хронологию Египта, отправляясь вперед и назад вдоль временной оси относительно определенных точек, соответствующих случайным записям об астрономических явлениях. К примеру, гелиакическое появление звезды Сириус, письменно зафиксированное на седьмом году правления Сезостриса III, по расчетам, произошло в 1872 г. до н. э. Хронология доисторического периода была определена исключительно по результатам археологических раскопок в различных областях Верхнего и Нижнего Египта; а недавно открытый метод радиоуглеродного анализа позволил уточнить картину событий прошлого.