Наиболее древняя из написанных на папирусе копия «Книги мертвых» была создана для Ну, сына «хозяина дома, хранителя печати Амен-Хетепа и госпожи дома Сенсенеб». Этот имеющий большую ценность документ датируется началом правления XVIII династии. В нем приводятся два варианта 64-й главы, один из которых значительно длиннее другого. Каждый вариант снабжен примечанием, в котором указана дата создания основного текста. В книге утверждается, что один из вариантов был обнаружен
...Главным каменщиком в основании храма Хенну во время правления Его Величества, царя Юга и Севера, Семги (или Хесепти), а более полный вариант был обнаружен в городе Хеменну (Гермополь, город Тота) под блоком из «железа Юга», который находился под ступнями статуи бога (Тота) и был выложен буквами из ляпис-лазури во время правления Его Величества Мен-кау-Ра (Микерина) [1].
В первом из этих утверждений находка этой главы относится ко времени правления I династии. Во втором — к IV династии. Согласно Баджу, оба заявления являются правильными, причем более длинный вариант главы является безусловно более поздним. В этих вариантах подробно говорится об Осирисе и Горе (что свидетельствует об их древности как божеств и позволяет датировать возникновение их культов эпохой правления I династии и даже более ранним временем).
О том, что произошло со священными книгами при II, III и IV династиях, известно немного. Определенные соображения высказываются на основе отрывочных сведений из фрагментов и более поздних вариантов, однако имеющиеся сведения явно недостаточны. Мы узнаем, что во время царствования Мен-кау-Ра (Микерина), царя IV династии, некто Херу-та-та-эф, сын Хуфу, впоследствии почитавшийся весьма образованным человеком, «нашел» главы XXXV, LXIV и CXLVIII. Существует вероятность, что он, подобно царю Семти, исправил или отредактировал древние главы (к которым его имя добавлено в рубриках), ибо погребальные надписи того времени свидетельствуют, что «Книга мертвых» не только существовала, но и широко использовалась.
Во время правления царей V и VI династий происходило значительное развитие погребальных культов и церемоний, так что пять фрагментов текста этого варианта дошли до наших дней. Более ранние тексты, составляющие Гелиополь-ский вариант, включают в себя фрагменты с изложением взглядов жрецов Уну или Гелиополя, так что нет никаких (или почти никаких) оснований предполагать, что эти отрывки когда-нибудь составляли целостное произведение. Фактически сами жрецы Уну внесли в книгу много изменений и допустили большое количество пропусков; впрочем, они полностью признавали это — возможно, потому, что не имели ни малейшего представления о содержании оригинальных текстов, а еще из-за того, что нуждались в более практических указаниях, посредством которых они могли донести смысл своих религиозных представлений до широких масс населения.
В период между VI и XI династиями священные книги, очевидно, были на время забыты и не использовались вплоть до XI династии. Правда, о событиях, происходивших в этот период, известно крайне мало. Хотя в указанный период в Верхнем Египте появились погребения невероятных размеров и красоты, сколь-нибудь серьезных изменений погребальных ритуалов не наблюдалось. Не возникло и новой редакции «Книги мертвых». Во время XI и XII династий появилось множество отдельных фрагментов из более раннего Гелиопольского варианта. Они были написаны на стенах гробниц и самих саркофагах и по способу начертания иероглифов, а также содержанию мало отличались от версий книги периода V и VI династий. Действительно, это было временное возвращение к более старому варианту — возможно, в результате реакции на религиозное и политическое влияние извне, которое в определенной степени раздражало народ. В период между XII и XVIII династиями мы вновь обнаруживаем «пробел» в истории этого замечательного документа; зато с приходом к власти XVIII династии работа закипела с новой силой: теперь тексты книги появляются на папирусе, тогда как раньше их можно было видеть лишь на гробницах, саркофагах, пирамидах и статуях.
Конечно, нужно учитывать и важную роль экономического фактора: ранее организация пышных погребений была доступна лишь важным сановникам да богачам, поэтому большинство наиболее древних надписей были выполнены по заказу именно этих слоев общества. Однако с появлением папируса, который, в отличие от камня, был не таким дорогим и требовал меньшей искусности в письме, каждый человек, умеющий писать, читать или способный оплатить