о расчленении тела Осириса на четырнадцать кусков; после этого Исида собрала их и воскресила Осириса при помощи гекау, сообщенных ей Хозяином Слова Тотом. В древних ритуалах посвящения в шаманы считалось, что тело шамана переносится в некое тайное место, где оно расчленяется и вновь собирается воедино в соответствии с определенной магической формулой, которая и сообщала посвящаемому в шаманы его истинную силу. Между прочим, я лично испытывала некие подобные странные ощущения (правда, в основном, во время сновидений). Безусловно, находящаяся в основе всего этого идея не предполагает никаких действий по отношению к физическому телу как таковому; это лишь в чистом виде символ реорганизации «сущности», которую считают совершенно необходимой для желающего вступить на духовный путь служения. Смысл ритуала состоит в жерт-вовании непосредственно индивидуума (его тела или сомы) либо в подчинении низменной природы желаний воле трансперсонального или высшего существа. Я усматриваю это со всей очевидностью в мифах об Осирисе и во многих практиках, которые впоследствии оказались связаны с ритуалами ухода из жизни, согласно верованиям древних египтян. Еще одним египетским понятием, несущим в себе шаманский оттенок, являются шабти. Само слово «шабти» обозначает «те, кто отвечают». Шабти имели много общего с фигурками из культов вуду и ордена Викки, при помощи которых маг входил в контакт с человеком (несколькими людьми), которого эти фигурки представляли. Однако шабти не несли в себе никакого злого умысла, часто связываемого с восковыми фигурками врагов, которые маг изготавливал по заказу клиента, желавшего таким образом расправиться со своими недругами. Шабти были помощниками конструктивных сил. Для египтян они были магическими заменителями умершего, способными управлять его личными делами в подземном царстве. Впервые шабти появились в период Среднего царства; это значительно отдаляет шабти от сириусианского влияния и безусловно указывает на их шаманское происхождение. Особое внимние этим фигуркам уделяется в шестой главе «Книги мертвых». Конечно, существовали и другие персонажи загробной жизни, а именно Перевозчик, Стражники у Дверей и Суд богов, которые нашли свое отражение в древних ритуалах погребения. Во многих отрывках Текстов саркофагов описываются странные коридоры, населенные ужасными демонами, перекрестки дорог, сбивающие с толку души умерших, а также опасные воды, пересечь которые можно лишь с помощью Перевозчика. Чтобы преодолеть эти и другие препятствия, умершие должны были знать пароль; а отправлявшие культ жрецы должны были самостоятельно устранить эти и многие другие тайные преграды, ибо только в этом случае жрецы могли оказаться полезными умершим. Безусловно, среди жрецов было много всевозможных шарлатанов, вымогавших огромные деньги или подношения от семей умерших в обмен на всякую чепуху; однако каждому оккультисту, который ценит свое положение, известно, что платить приходится за все и всегда и что в какой-нибудь временной зоне все равно придется встретиться со своей кармой.
Открывание уст
Большинство из наиболее известных ритуалов, связанных с «выходом в день»*, появляются в текстах XVIII династии — таких, например, как «Папирус Ани». Я всегда с предельной ясностью высказывала собственные взгляды на ритуалы погребения (особенно последних династий), однако есть практика погребения, заслуживающего отдельного упоминания, поскольку я склонна связывать ее с гораздо более древним поверьем «открывания уст», истинный смысл которого был позабыт давно, еще до появления первых династий. В древних текстах встречается множество легенд относительно происхождения данного ритуала. Так, в «Папирусе Нр (Британский музей, экспонат №10477, лист 21) говорится, что главу LXIV «Книги мертвых» обнаружили в виде надписи, сделанной буквами из настоящей ляпис-лазури, выложенными на блоке «из железа юга», находящегося под ступнями статуи бога (Тота). Текст этой главы обнаружил принц Херу-та-та-эф в городе Хеменну во время правления Мен-Кау-Ра (Микеринуса). Мы узнаем о том, что данную главу должен читать нараспев человек, «который чист и готов для
* Напомним, что правильное название «Книги мертвых» — «Изречения выхода в день». — Прим. ред.
церемонии, который не ел плоти зверей или рыб и не знал женщин».
Вот как выглядит фрагмент текста:
Смотри, должен ты сделать скарабея из зеленого камня, с золотым кольцом сделай его и положи его на сердце человека, и станет он исполнять для него «открытие уст». И ты должен