влияние и вес — и отплатили атенитам той же монетой.
Небесная подруга Амона Мут, чье имя переводится как «мать», представляет собой одно из тех весьма неопределенных женских божеств, чей образ воплощает в себе всю совокупность более ранних богинь-матерей. В пик популярности Амона-Ра сама Мут считалась богиней Солнца, а иногда даже отождествлялась с Баст (поверье приписывало Мут способность принимать облик кошки) и с Сехмет — благодаря качествам львицы и близости к Солнцу [10].
Хонсу, заменивший в качестве сына Амона и Мун в фиванской триаде Монта, с моей точки зрения, является едва ли не самым интересным божеством в триаде. Само имя бога в
* Т. е. «угодный Атону». — Прим. ргЪ.
переводе обозначает «кормчий», либо «тот, кто пересекает небо в челне». Изначально Хонсу был лунным божеством. Вне пределов Фив о нем было известно очень мало, а способности Хонсу как экзорциста и целителя возникают лишь после его включения в число членов семьи Амона и Мут. Существует множество странных преданий, описывающих чудеса исцеления, совершенные этим богом при помощи некоего фетиша или статуи, которая, как считалось, воплощала в себе сущность божественной силы. Этому богу также поклонялись в Омбосе (там он был третьим членом триады, выступая под именем Хонс-Гор в облике человека с головой сокола, над которой изображались диск и серп растущей луны.
Соколиная голова напоминает нам Гора, который, как и его сестра Баст, был известен своими чудесами врачевания. Очевидно, что Мут и Хонсу имеют много общего с Гором и Баст, Шу и Тефнут, а также с Сехмет и Нефертумом. Возможно, эти древние архетипы были «приданы» Амону, дабы последний не нарушал популярного у египтян представления о семье. Не исключено, что Амон, Атум и Ра вышли из единого монотеистического понятия, хотя принято считать, что эти аспекты Амона имеют другое происхождение. Бадж считает, что Амон и его супруга Амент находились в числе богов, известных египтянам с давнего времени; их имена встречаются в Текстах пирамид («Унас», строка 558) в связи с именами божественных близнецов-львов Шу и Тефнут. Уже в период правления V династии они входили в число основных богов если не в качестве самых главных божеств, то, безусловно, как стоящие не на много ниже их.
«Родословную» многих менее значимых богов, о которых еще не говорилось в настоящей главе, можно проследить вплоть до изначальных божеств номов: это Монту; Упвавет (которого часто путают с Анубисом); Хнум — добродушный старый гончар, иногда изображавшийся в облике барана, а также две его супруги — Анукис (Анукет), богиня ливней, и Сатис (Сатет), Лучница; Мин, которого почитали как египетского Пана; Хапи — бог Нила; Апет или Таурт, богиня материнства в облике гиппопотама; Рененут, покровительница новорожденных младенцев; Себек, бог в облике крокодилов; Шаи, бог судьбы; Ренпет, богиня ростков и роста; БЭС, божество пляски и музыки; Нехет, богиня вечности; Хармахис (божественное имя Сфинкса); Хекат, богиня лягушек и покровительница кормилиц; Мертсегер, которая, подобно Буто-Уаджет, также была богиней змей. Мы уже говорили о Сел-кет, богине скорпионов, и Нехбет — грифоголовой богине деторождения.
Энциклопедия Larousse [11] приводит следующий перечень животных, чьи головы присутствуют на плечах у египетских божеств: Бык — Апис Кошка — Баст, Мут Корова — Хатор, Исида (лишь в случаях, когда ее неправильно отождествляют с Хатор), Нут Крокодил — Себек Собакоголо-вая обезьяна (павиан) — Хапи, Тот Осел — Сет (в более поздний период) Сокол — Гор, Монту, Хонсу-Гор, Монту-Ра-Харахти, Кебехсенуф Лягушка — Хекет Гиппопотам — Таурт Ибис — Тот Шакал — Анубис
Лев — Нефертум
Львица — Сехмет, Тефнут, Мут, Ренент
Баран — Амон, Хнум, Херишеф, Арсафес
Скарабей — Хепри
Скорпион — Селкет
Змея — Буто, Мертсегер, Ренент
Гриф — Нехтеб
Волк — Упуат (Упвавет), Хенти-Аменти
Злобное животное
неопределенного вида — Сет
Среди коллективных божеств были Хаторы, которые никоим образом не были связаны с богиней, носящей такое же
имя — это была группа божественных крестных,