умоляю вас: поменьше науки и побольше искусства! 3.
1 Introduction a la Clmique de lHotel-Dieu, ст. 83.
2 Там же, стр. 38.
3 Там же, стр. 39.
Вот каким образом понимал этот великий учитель две области, о которых я только что говорил, и которые он определил следующими названиями: Искусство Медицины - соответствующее Идеализму, а Наука Медицины - соответствующая Реализму. Повторяю, все мыслители поняли это различие и физиология в лице Клода Бернара провозглашает единство воображения с наукой, говоря:
Наука не противоречит наблюдениям и данным искусства, и я не могу согласиться с мнением тех, кто утверждает, что научный позитивизм убивает вдохновение. На мой взгляд, выходит совершенно противоположное. Я убежден, что когда физиология вполне разовьется, то поэт, философ и физиолог - все будут понимать друг друга 1.
Нельзя не отдать справедливости Клоду Бернару, который с замечательной прозорливостью производил изыскания. Он удивительно чувствовал истину и видел бесполезность экспериментального материализма:
Не отвлекаясь от цели моих изысканий, я мог бы легко доказать, что материализм не имеет никакого значения в физиологии и ничего не разъясняет 2.
1 Claude Bernard, Science experimentale, стр. 366.
2 Там же, стр. 361. (Physiologic du Coeur)
Материальные свойства тканей составляют средства, потребные для выражения жизненных явлений, но нигде эти свойства не могут объяснить первоначальной функции органов. Волокна мускула доказывают своими свойствами только явления мускульного сжимания, но такое свойство сокращения, всегда одинаковое, не разъясняет нам, отчего существуют разные двигательные органы, одни для того, чтобы производит, звук, другие - дыхание и т.д., и потому было бы странно говорить, что мускульные волокна языка служат для разговора, горла - для пения, а диафрагмы - для дыхания. То же самое можно сказать и относительно мозговых волокон и клеточек, имеющих способность возбуждения деятельности нервов и проводимости; но из-за этого нельзя им приписывать способности: ощущать, думать или хотеть. Следует быть осторожным и не смешивать свойств материи с отправляемыми ею действиями ( Там же, стр.429, (Discoursde reception a lAc. francaise).
Я привел эти ссылки, чтобы указать, что можно, при здравом рассудке, соединять вещество с идеей и науку с искусством, скажу более, что науки общие, относящиеся к области оккультизма, должны войти по большей части в состав наук специальных, зависящих от мира чувственного.
Оккультное знание извлекло из этого практическую пользу. Впрочем, сделанных Луи Люкасом замечаний, я думаю, будет достаточно, чтобы убедить самых отъявленных скептиков.
Теперь нам остается узнать, какие трудности представляет изучение оккультизма, и каким образом можно достичь познания его.
Следует заметить, что представляя оккультизм в практическом его применении, я очень мало говорил о необыкновенных и могучих силах, которые можно приобрести посредством его, а равно и о приготовлении золота посредством философского камня. Это произошло оттого, что я считаю оккультизм как бы входящим в состав современных наук, почему буду основываться на данных, если и не применяемых, то, по крайней мере, таких, которые легко могут быть допущены большинством современных ученых. Вот почему я буду говорить о трудностях изучения этой науки только в отношении ее теории.
Обратите внимание на препятствия, возникающие при ближайшем ознакомлении с современными науками. Попробуйте изучать физику или астрономию, при незнании математики; или медицину, не преодолев страшной трудности номенклатуры анатомии. Везде вы найдете путь тем более закрытым, что достигшие цели, с умыслом, сдерживают будущих конкурентов. Обсудив подобные затруднения, внимательно рассмотрите оккультизм и добросовестно обдумайте, не нужно ли.
действительно массы труда для того, чтобы понять великие законы Тернера и Мирового единства?
Истинная наука должна быть доступна всем; дневного света достаточно для понятия истины, тогда как книги слишком часто бывают пригодны только на то, чтобы сделать людей тщеславными.
Ученость прекрасная вещь, я первый признаю это, но ее недостаточно: хорошо направленное изучение природы приводит к цели гораздо скорее, чем изучение
книг.
Но как направлять его изучение? Здесь необходимо упомянуть об обществе посвященных.
В древности наставник ограничивался тем, что направлял принимаемого на предпочитаемый им путь, сообщив ему предварительно знания, достаточные для освещения этого пути: малые мистерии служили для этой цели. Современные методы иные.