прозрения, которое различает
две категории самости. По отношению к двум самостям большинство
толкователей буддийского учения и логики, основываясь на
экзегетических трактатах Нагарджуны и Асанги, подробно говорили
о методах медитации на видение пустоты. Это видение возникает
из факта установления того, что все двойственности нереальны,
путем исследования их через великие рациональные формулы типа
'взаимное исключение одного и многих'. В Тибете были такие, кто
осуществил первичное видение реальности через эти доктринальные
системы. Сегодня большинство медитирующих по-видимому
размышляет об общем смысле пустотности полагаясь на выводимые
суждения. Используя подлинные разъяснения и логику, я ранее
установил, что подход такого типа сводит пустотность к
концептуальной псевдопустотности, вроде пустотности,
представляемой через полное отрицание, пустотности инерции и
т.д.
Данная стадия касается пути реализации видения
[всевмещающей] пустотности через созерцание одного ума и затем
через определение всех двойственностей [как лишенных внутренней
сущности], что объясняется в инструкциях по прямой актуализации
истинной реальности. Этот метод основан на больших и малых
трактатах, включающих различные инструкции, которые были
переданы через великих Сараха, Савари и высшего йогина Тилопу.
Они содержат все богатство мощных методов, способных вызвать
реализацию великого вдохновения через малые труды.
Восхитительно также то, что этот подход фактически совпадает с
медитативными трактами на сутры, такими как
Prajnaparamitopadesa, три Bhavanakrama Камаласилы и
Madhyamakopadesha Атиши. В такой ситуацию я постараюсь
разъяснить эту систему наилучшим образом.
Правильная медитация на прозрение состоит из
1. Определения внутренне присущей природы различных ментальных
восприятий 2. Прояснения предположений и скептицизма об
основном корне [сансары и нирваны].
Определение внутренне присущей природы различных ментальных
восприятий делится на три части:
1. Причина, почему нужно достигать прозрения ума
2. Установление истинной природы ума как основы всех вещей
3. Установление динамических проявлений ума
ПРАВИЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ НА ПРОЗРЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕ
ПРИСУЩЕЙ ПРИРОДЫ РАЗЛИЧНЫХ МЕНТАЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ
ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ НУЖНО ДОСТИГАТЬ ПРОЗРЕНИЯ УМА
В общей форме показывается, что все реальности созданы умом.
Последствия и преимущества медитирования или не-медитирования
на истинный смысл ума были установлены ранее. Недостатки
сансары и достоинства нирваны всецело зависят от ума или
происходят от него; отсюда важность медитации на ум.
Dharmasamgiti-sutra утверждает:
Тогда бодисаттва Викратамати сказал: Просветленный Победитель,
то, что обозначается как дхарма, есть дхарма, которая не
пребывает ни в чувственных объектах, ни в пространственных
измерениях. С другой стороны, дхарма, основанная на уме, есть
исключение. Поэтому следует добиться полного владения умом,
достичь его предельного уровня, тщательно усмирить его,
абсолютно уравновесить его, полностью подчинить его.
Подобным образом сказано, что понимание ума означает
понимание всех вещей, а освобождение ума означает его
освобождение от всех форм связанности. Согласно Arya-
Ratnamegha-sutra,
Ум предшествует всем вещам. Только пониманием [природы] ума
достигают понимания всех вещей.
Atyayajnana-sutra отмечает:
Поскольку понимание ума означает выход за сознание,
Следует совершенно медитировать на нем, с решимостью
Никогда не искать буддовости другими средствами.
Сараха так комментирует медитацию:
Если связать ум, он будет побежден связанностью.
Будучи освобожден, он останется свободным от сомнений.
Далее он говорит:
О, если бы несведущие существа направили бы ум на внутреннее
исследование,